Земля под павильоном - почему арендная плата выросла в 12 раз и законно ли это?
199₽ VIP

• г. Челябинск

В течение 5 лет платили арендную плату за земельный участок 770 рублей в месяц, а сейчас заставляют переделать договор с городским поселением и насчитали плату 9800 рублей в месяц, участок под павильон 55 кв. метров, торговля продуктами питания без алкоголя. Почему такая разница и законно ли это?

Читать ответы (14)
Ответы на вопрос (14):

Если уже заключен договор, то он должен исполняться. Вы вправе не подписывать новый договор при действии старого согласно статье 421 ГК РФ. Никто не может Вас заставить подписать изменения к договору без Вашего согласия или постановления суда (ст.450, 452-453 ГК РФ).

Статья 450. Основания изменения и расторжения договора

1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Многосторонним договором, исполнение которого связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, может быть предусмотрена возможность изменения или расторжения такого договора по соглашению как всех, так и большинства лиц, участвующих в указанном договоре, если иное не установлено законом. В указанном в настоящем абзаце договоре может быть предусмотрен порядок определения такого большинства.

2. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

4. Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Спросить

Так не должно быть. Если условиями договора предусмотрена эта цена, то ее и должны платить. Любое изменение - только по взаимному согласию (ст. 450 ГК РФ)

НЕ СОГЛАШАЙТЕСЬ! Не подписывайте дополнительных соглашений к договору. Заставить не могут.

Спросить

Здравствуйте.

Вы в праве не переподписывать договор.

Определение размера оплаты аренды земельного участка — существенное условие договора аренды земельного надела. Статья 39.7 Земельного кодекса РФ устанавливает величину платы за аренду земельного участка, который принадлежит государству или муниципальной администрации. В соответствии с пунктом 1-м размер данной статьи плата определяется основополагающими принципами, установленными российским Правительством.

Спросить

Доброе утро.

А вы договор внимательно прочитайте, на каком основании арендная плата изменяется и может ли быть она вообще пересмотрена в период действия договора. В муниципалитетах арендную плату устанавливают советы депутатов. Если в договоре у вас есть условие, согласно которому арендная плата может быть изменена на основании решения совета депутатов на новый год, то это законно.

Если такого условия нет, то только по соглашению сторон, статья 450 Гражданского кодекса РФ.

В таком случае ничего не подписывайте и платите, как прежде.

Спросить

Здравствуйте! Надо смотреть условия договора аренды. Вообще, согласно ГК РФ Статья 614. Арендная плата

1. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

3. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Т.е. если в договоре не установлен порядок изменения арендной платы, она может меняться не чаще чем 1 раз в год.

Спросить

Арендная плата - существенное условие договора аренды. И зависит от вида разрешенного использования земельного участка, кадастровой стоимости. Очевидно изменилась кадастровая стоимость земельного участка. Размеры арендной платы устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Надо смотреть Ваш договор аренды. Вполне возможно, что в нем есть ссылка на то,что арендная плата устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления, то есть в одностороннем порядке. Поэтому-будете ли Вы переделывать договор или нет - от этого не зависит то в каком размере Вы будете платить. Вас обяжут, в том числе через суд при неисполнении, ст.309.,450,452 ГК РФ.

Спросить

Здравствуйте, Серей Геннадьевич!

Изучите Ваш договор. В нем дрлжен быть указан порядок изменения условий догора и предельный размер повышения арендной платы Если не указано, то изменение незаконно. ВЫ вправе оплачвать по старой цене (ст. 450 ГК РФ).

Спросить

В чьей собственности находится земельный участок?

Статья 39.7. ЗК РФ Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

1. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

3. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

4. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

5. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка:

1) с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;

2) с лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, если земельный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен указанному лицу;

2.1) с лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этому лицу для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, с некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

3) с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков;

4) в соответствии с пунктом 3 или 4 статьи 39.20 настоящего Кодекса с лицами, которым находящиеся на неделимом земельном участке здания, сооружения, помещения в них принадлежат на праве оперативного управления;

5) с юридическим лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, в отношении земельных участков, предоставленных такому юридическому лицу в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

6) с юридическим лицом, заключившим договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, в отношении земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья такому юридическому лицу в соответствии с данным договором.

Арендная плата определяется из кадастровой стоимости, и от вида разрешенного использования земельного участка и устанавливается нормами субъекта РФ в котором расположен данный объект на основании Постановления Правительства данного субъекта. Разрабатывается методика расчета. Повышение арендной платы вполне законно (в связи с тем, что это коммерческий объект, вы не входите в категорию лиц имеющие льготы при оплате арендной платы).

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Вообще согласно статье 450 ГК РФ изменение условий договора, в том числе и по размеру арендной платы возможно только по обоюдному согласию арендодателя и арендатора Новый размер арендной платы возможен только на основании дополнительного соглашения к договору аренды, которое подписывается арендодателем и арендатором и является неотъемлемой частью договора аренды

Поэтому вам не нужно соглашаться на переделывание договора аренда Пусть администрация городского поселения обращается в суд и там согласно ст 65 АПК РФ доказывает, почему сейчас раз аренды должен быть именно 9800 руб в месяц Если сможет доказать именно такой размер аренды т о тогда вам придется на него соглашаться, а

А пока нет решения суда ничего не подписывайте.

Спросить

Добрый день

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Вам необходимо руководствоваться условиями вашего договора, возможно расчете арендной платы является ее неотъемлемым и тогда правы вы,но возможно условиями договора предусмотрено, что арендодатель имеет право на пересмотр размере арендной платы раз в год на основании Постановлений местной думы или ст.65 ЗК РФ.

В соответствие со ст.65 ЗК РФ За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

В соответствие со ст.310 ГК РФ Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются…

Все зависит от срока действия договора, если он более 5 лет, то вы вправе отказаться от внесения изменений в договор и тогда у вашего Арендодателя два пути, либо оставить все как есть, либо изменять условия в судебном порядке.

Спросить

Здравствуйте!

Конечно, арендная плата является существенным условием договора. Вы праве не согласиться и не подписывать доп. соглашение о повышении арендной платы. Тогда у муниципалов будет основание расторгнуть с вами договор.

НО!

Вы праве потребовать обоснования нового размера платы. Дело в том, что арендная плата производится по определенной методике.

Есть вот такое вот:

ОБ АРЕНДНОЙ ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА (с изменениями на: 27.06.2017)

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2008 года N 32/7

Об арендной плате за землю на территории города Челябинска

Если вас заставляют делать это именно сейчас, то это очень странно, т.к. изменения последние внесены еще летом 2017 года.

Советую вам:

1.Пусть муниципалы дадут полное обоснование в соответствии с местным законодательством.

2. В случае явных нарушениях, обращайтесь в прокуратуру с жалобой. А еще лучше в ФАС (антимонопольная служба), чтобы провели проверку.

В этом решении приводятся четкие таблицы, где арендная плата зависит от кадастровой стоимости.

Спросить

Здесь все зависит от условий вашего договора, с которым вам нужно внимательно ознакомиться. Обычно у муниципалитетов стандартные условия договора, которые позволяют поднимать размер арендной платы в одностороннем порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Кодекса порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договорами аренды.

Если по условиям договора размер арендной платы может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке при утверждении новой базовой арендной ставки и (или) методики расчета арендной платы, а также при изменении индекса инфляции, и такие дополнения и изменения не оформляются дополнительными соглашениями и арендодатель уведомляет арендатора о новом размере арендной платы, то необходимость заключать дополнительное соглашение об установлении нового размера арендной платы и регистрировать его отсутствует.

Спросить

Не законно, если нет экономического обоснования такого увеличения ст. 65 зк рф.

.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 25-АПГ 16-4

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 17 ноября 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда

Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.

при секретаре Дарькине А. О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по

административному исковому заявлению Анкулова А Ж об

оспаривании решения Совета Муниципального образования «Харабалинский

район» от 11 августа 2010 г. № 70 «Об утверждении базовых ставок арендной

платы за использование земельных участков, государственная собственность на

которые не разграничена, находящихся в границах МО «Харабалинский район»

по апелляционным жалобам Анкулова А.Ж. и Совета Муниципального

образования «Харабалинский район» на решение Астраханского областного

суда от 10 июня 2016 г., которым административное исковое заявление

удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации

Абакумовой И.Д., объяснения представителя Анкулова А.Ж. по доверенности

Второва В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение

прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С.,

полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным и не

подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного

Суда Российской Федерации 2

установила:

Анкулов А.Ж. обратился в суд с административным исковым заявлением о

признании противоречащим федеральному законодательству и не

действующим со дня принятия пункта 2 Приложения № 1 к решению Совета

Муниципального образования «Харабалинский район» от 11 августа 2010 г.

№ 70 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование

земельных участков, государственная собственность на которые не

разграничена, находящихся в границах МО «Харабалинский район» (далее -

Решение № 70).

Оспариваемыми положениями базовая ставка арендной платы за

использование земельных участков, государственная собственность на которые

не разграничена, для земельных участков из состава земель

сельскохозяйственного назначения с видом угодий, видом разрешенного

использования «Пастбища» установлена в размере 0,85 процента в год от

кадастровой стоимости земельного участка. Решение № 70 вступило в силу с

1 января 2011 года.

Административный истец полагает, что Решение № 70 в оспариваемой

части не соответствует принципу экономической обоснованности,

установленному постановлением Правительства Российской Федерации

от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной

платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или

муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной

платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли,

находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее -

Постановление № 582) и пункту 1 статьи 397 Земельного кодекса Российской

Федерации (далее - ЗК РФ).

Заявленные требования обоснованы тем, что Анкулов А.Ж. является

арендатором земельных участков, предоставленных для сельскохозяйственного

производства (выпас скота). Оспариваемая ставка арендной платы применяется

при взыскании с административного истца задолженности по договорам аренды

в судебном порядке. Вместе с тем ее размер превышает размер ставки арендной

платы, установленный подпунктом «в» пункта 3 Правил определения размера

арендной платы, утвержденных Постановлением № 582, в отношении

земельных участков из земель той же категории, находящихся в собственности

Российской Федерации, и не обоснован анализом доходности земельных

участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Решением Астраханского областного суда от 10 июня 2016 г.

административное исковое заявление удовлетворено частично. Пункт 2

Приложения № 1 к Решению № 70 признан не действующим со дня вступления

в законную силу решения суда.

Как усматривается из материалов дела, проект Решения № 70 подготовлен 5

без анализа доходности земельных участков из состава земель

сельскохозяйственного назначения по виду угодий, разрешенного

использования «Пастбища», оценки доли арендной платы в составе расходов,

связанных с их эксплуатацией и влияния размера арендной платы на

экономические показатели, в частности, рентабельность деятельности,

осуществляемой с использованием таких земельных участков.

Доводы апелляционной жалобы Совета МО «Харабалинский район» о том,

что судом не приняты во внимание показания свидетеля, участвовавшего в

разработке оспариваемого нормативного правового акта, а также расчеты

затрат крестьянского фермерского хозяйства на эксплуатацию пастбищ,

находящихся в данном муниципальном образовании, противоречат материалам

дела. Судом дана оценка указанным доказательствам в соответствии со статьей

84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и

установлено, что показания свидетеля подтверждают обстоятельство принятия

Решения № 70 в отсутствие экономического обоснования, поскольку

административным ответчиком не подтверждено использование данных

расчетов при подготовке проекта оспариваемого нормативного правового акта.

Кроме того, такие расчеты в отношении одного крестьянского хозяйства не

могут быль достаточным доказательством правомерности определения ставки

арендной платы для муниципального образования в целом.

Отчет о финансово-экономическом обосновании базовых ставок арендной

платы за использование земельных участков, государственная собственность на

которые не разграничена, из категории земель «земли сельскохозяйственного

назначения», расположенных в границах муниципального образования

«Харабалинский район», подготовленный на основе муниципального контракта

от 28 апреля 2016 г. и представленный Советом МО «Харабалинский район» в

суд апелляционной инстанции, не является относимым доказательством по

делу. Согласно пояснительной записке к указанному отчету он составлен по

состоянию на 1 января 2016 г. и предназначен для применения после даты его

изготовления. Таким образом, данный документ не подтверждает, что

оспариваемый размер ставки арендной платы, утвержденный Решением № 70 в

2010 году, рассчитан на основании многофакторной экономической оценки

земельных участков.

Спросить

Вероятно, размер арендной платы исчислялся исходя из кадастровой стоимости земельного участка и с её увеличением стоимость аренды увеличивается. Определение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и федеральной собственности, имеют одинаковые принципы регулирования.

Так, в соответствии с п.2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582:

Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее - торги);

в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 10 ноября 2015 года N 263-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Челябинской области.

Очевидно, кадастровая стоимость Вашего земельного участка увеличилась (можно посмотреть на сайте Росреестра), что привело к повышению стоимости арендной платы. И до изменения её (кадастровой стоимости) в установленном порядке (если есть основания) размер арендной платы за земельный участок будет законным (нужно посмотреть условия договора аренды земельного участка)

В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Вы вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости, что повлечёт необходимость уменьшения размера арендной платы (в случае если комиссия Росреестра или суд примет решение об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка), если он, по условиям договора, исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка:

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В целях выявления основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 02.06.2016 N 172-ФЗ.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью одиннадцатой настоящей статьи, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;

сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

Спросить