Администрация СНТ спилила деревья на моем садовом участке - что делать и куда обращаться?
За забором садового участка на территории СНТ росли деревья, посаженные мной. Администрация спилила их, утверждая, что деревья мешали проводам.
Законно ли это? Куда обращаться?
Законно, линия передач и провода это охранные зоны; Статья 89. Земли энергетики
Статья 89. Земли энергетики
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 89 ЗК РФ
1. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ в пункт 2 статьи 89 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
См. Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 306
2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Абзац утратил силу с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
См. предыдущую редакцию
3. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
СпроситьДля начала, хотел бы обратить Ваше внимание на то, что, как вырубка, так и посадка деревьев в пределах охранной зоны, т.е. вблизи линий передач и проводов, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018) "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), (Далее - Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160).
Чтобы посадить или вырубить деревья необходимо подать заявление в сетевую организацию, которая отвечает за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, т.е. линии передач и провода, но также стоит сказать, что если федеральный орган исполнительной власти осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор обнаружит факт незаконной вырубки или посадки деревьев то уполномоченные должностные лица ранееупомянутого органа составляют протоколы о соотв. Административных правонарушениях в соотв. С п. 12 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160.
Однако вырубка деревьев в пределах охранных зон имеет свои особенности, в рассматриваемом случае, администрация спилила деревья так как они мешали проводам, что является правомерным, поскольку вырубка деревьев или их опиловка осуществляется для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации электросетевого хозяйства в соответсвии с п. 21 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160. Также хочу отметить, что в силу п. 18 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 что вырубка или опиловка не требует предварительного уведомления собственника земельного участка, если основанием для производства таких работ является предотвращение аварийного режима работы электросети, поэтому Вам следует узнать, уведомлялся ли собственник земельного участка, где были спилены деревья или нет, а также задевала ли крона деревьев линии электропередач и были ли рядом деревья от 4 м и более, что явно будет показывать признаки аварийной ситуации.
Вырубка деревьев также регламентирована Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187 (ред. от 20.12.2017) "Об утверждении глав правил устройства электроустановок" (вместе с "Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5"), где четко определены условия, когда необходимо спиливать кроны деревьев, когда необходимо вырубать само дерево, стоит отметить, что для каждой породы дерева свои требования, также данный приказ разрешает вырубку отдельных деревьев или их группы, которые растут вне просеки и угрожают падением на провода.
Для ответа на Ваш вопрос необходимо обратиться к судебной практике. Подобная ситуация уже была предметом рассмотрения в Угличском районном суде Ярославской области 20 февраля 2017 г. по делу № 2-114/2017.
В этом деле, истец просил взыскать в свою пользу материальный ущерб, причиненный вырубкой посаженных им деревьев. Было посажено пять деревьев, два из которых росли на принадлежащем ему земельном участке, а три дерева были за забором. Сотрудники организации ПАО «МРСК Центра» без предварительного уведомления истца спилили все пять дубов. Указанные действия ответчика истец полагает не законными, нарушающими его права собственника земельного участка и этих деревьев, которые были посажены им, служили живой изгородью, несли красоту, являлись предметом гордости и напоминанием о покойной супруге.Заранее забегу вперед, суд в удовлетворении исковых требований истца отказал и свою позицию он аргументировал тем, что истец в нарушение ст. 56, ст. 87, ст. 89 ЗК РФ, п. 4, п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 вырастил деревья такой высотой и кроной, в результате которых ветки от деревьев оказались под напряжением ВЛ. Как пояснял сам истец, за кроной деревьев он не следил, опиловку никогда не производил, фактически деревья росли бесконтрольно. А вот организация, которая спилила, как оказалось три дерева, а у двух опилили кроны, сделала это правомерно, поскольку делала это с целью предотвращения пожароопасных ситуаций и не допущения наступления случаев угрозы жизни и здоровья граждан, в силу п. 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160.
Также можно обратиться к Определение ВАС РФ от 24.08.2010 N ВАС-10881/10 по делу N А 29-8721/2009, где можно рассмотреть анализ некоторых норм права.
В данном определении истец «Газпром энерго» г. Москва обратилась к комитету лесов Республики Коми, г. Сыктывкар о признании незаконным решения об отказе в согласовании рубки лесных нахождений, необходимой для эксплуатации линии электропередачи.По итогу коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к тому, что согласно п. 2.2 ст. 45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков. Данное положение закреплено также в пунктах 21, 23, 24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 и исходя из этого, что отказ комитета в согласовании рубки лесных насаждений не соответствует действующему законодательству и нарушает права истца.
Таким образом, чтобы делать какой-либо однозначный вывод необходимо провести проверку состояния ЛЭП, узнать точно, имеются ли в охранной зоне проводов высоковольтной линии какие-либо насаждения, т.е. деревья, кусты, которые угрожают падением или перекрывают/задевают провода. А также необходимо четко осознавать, что в случае обрыва ЛЭП может отключиться электричество на территории СНТ, но также может быть создана угроза для жизни и здоровья всех лиц, находящихся также на территории СНТ.
СпроситьЕсли вы являетесь владельцем частной земли (ЛПХ), то согласие соседки на строительство забора не требуется, так как вы самостоятельно принимаете решения о благоустройстве своей территории. Однако, необходимо учитывать правила и нормативы, установленные законодательством вашего региона, а также договорные обязательства, которые могут предусматривать требования к высоте, материалу и форме ограждения. Также нужно учитывать, что строительство забора может требовать соответствующего разрешения от местных властей или органов управления жилищно-коммунального хозяйства.
Если мы обратимся к статье 209 Гражданского кодекса мы можем понять, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать любые действия в отношении своего имущества. И в данной статье есть только два ограничения – эти действия не должны противоречить закону и иным правовым актам, не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц
Можем рассмотреть Земельный Кодекс РФ,а именно статью 43, в соответствии с которой граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует конкретный нормативно-правовой акт, который бы устанавливал единые правила возведения заборов. Однако для установки ограждений между соседними участками действуют стандарты, предусмотренные законодательными актами в сфере строительства.
В частности СП (свод правил) 53.13330.2019 (ред. от 16.01.2023) прописаны все рекомендации и ограничения относительно возведения заборов.
Помимо этого, надо руководствоваться стандартами и рекомендациями установленными субъектами РФ. В вашем случае надо руководствоваться рекомендациями Московской области, например, есть Методические рекомендации по проектированию и внешнему виду ограждений, размещаемых на территории Московской области, утвержденные распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 23.05.2014 №31 РВ-190.
Вышеупомянутый свод правил СП 53.13330.2019 закрепляет основные моменты, на которые требуется обратить внимание при строительстве забора. К ним относятся:
Прозрачность межевого ограждения. Ранее действовала норма по возведению ограждения из решетчатого, прозрачного либо сетчатого материала. В данное время это требование выступает как рекомендация, поскольку по обоюдному согласию владельцев соседних участков можно возвести из других материалов. Однако забор в любом случае должен пропускать солнечный свет. В соответствии с пунктом 6.7 данного Свода Правил минимальные расстояния между постройками по общему правилу забор должен располагаться минимум в 3 м от жилого строения и минимум в 4 м от мест обитания животных, следует принимать с учетом градостроительных регламентов. Кроме того, минимальное расстояние между хозяйственной постройкой и оградой должна составлять 1 м, также, - стволов высокорослых деревьев согласно ГОСТ 28055 (в т.ч. высотой более 20 м) - 4 м; как и до небольших кустарников согласно ГОСТ 28055 (в т.ч. высотой до 10 м) - 1 м.
Рекомендуемая высота забора между соседями не менее 1,2 метра и не более 1,8 метра (пункт 6.2 СП 53.13330.2019). Ранее значение высоты забора в СП указано не было. Допускается устройство визуально проницаемых ограждений других типов или отсутствие ограждения. Допускается устройство глухих ограждений со стороны улиц, проездов и наружных ограждений участков.
При этом нужно учитывать, что местные органы власти вправе вносить изменения в действующие правила, но суть норм должна оставаться неизменной. Основополагающим документом остается последняя редакция СП 53.13330.2019 и при возведении заборов надо отталкиваться от данного документа.
Особенно строго надо соблюдать санитарные нормы и стандарты пожарной безопасности. Несоблюдение данных норм и стандартов влечет за собой серьезные санкции.
Помимо соблюдения рекомендаций и правил при строительстве ограждения по СП следует опираться на положение статьи 13.1 федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которое определяет размеры и местоположение границ земельного участка.
А также в соответствии со статьей 39 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" требуется согласовать границы с соседями путем направления письменного уведомления. После кадастровых работ составляется акт (статья 40), указывающий на отсутствие претензий со стороны соседей. Данное документальное оформление обезопасит вас от претензий, которые могут возникнуть по поводу границ после возведения ограждения и, соответственно, согласие на проведение границы и акт об отсутствии претензий со стороны соседа, послужат доказательством необоснованности требований.
СпроситьВ итоге нужно ли вам согласие соседа? Ответ: законодательство не предусматривает обязанности получать согласие владельца соседнего. В случае, если вы возвели забор с учетом всех санитарных норм, правил, требований и рекомендаций, при этом не получили согласие соседа, суд встанет на вашу сторону, поскольку вами были соблюдены все требования законодательства. А вот в случае подачи вашим соседом иска в суд и при этом суд установит, что вы нарушили требования законодательства, то это может стать основанием решения о сносе забора или приведения их в соответствие с установленными требованиями (Гражданский кодекс РФ статья 55.32.). Однако при наличии согласия соседа в письменной форме ограждения, построенные не по законодательству, могут признать законными, исключением будут несоблюдение требований пожарной безопасности, т.к. они должны соблюдаться. Итак, получение согласия соседа на возведение забора носит рекомендательный характер, однако лучше получить согласие в письменной форме, поскольку оно выступит гарантией безопасности для собственника участка в будущем при возникновении претензий.
Если обращаться к судебной практике есть очень много случаев о захвате земли соседями или нарушения требования по высоте забора и постройка забора с нарушениями санитарного правила. Так, если вы при постройке забора захватите маленькую часть территории соседа (самовольное занятие части земельного участка), то вас привлекут к статье 7.1. Самовольное занятие земельного участка по КоАП РФ. Вы в таком случае являетесь лицом, не имеющим прав на данную часть земельного участка и, соответственно, в случае проведения проверки, можете быть привлечены к административной ответственности в виде наложения на вас административного штрафа. Размер штрафа зависит от площади земельного участка и наличия кадастровой стоимости. Если последняя определена, то с вас, как гражданина, могут взыскать штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей. И суд попросит перенести забор на свою территорию.
Обратимся к решению № 2-1238/2017 2-1238/2017~М-910/2017 М-910/2017 от 5 июня 2017 г. по делу № 2-1238/2017 Березниковский городского суда (Пермский край) гражданин Белобородов построил забор на территории гражданки Колобовой и его попросили перенести забор на свою территорию за свой счет и если его не перенести и возложили обязанность по устранению препятствий в пользовании Колобовой, а именно перенести возведенное им ограждение (забор) между земельными участками. Еще если вам дали срок на устранение забора, но вы не успели все сделать вы можете быть оштрафованы по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ на сумму в размере от десяти до двадцати тысяч рублей за неисполнение такого требования.
Еще можно привести в пример решение № 2-13/2020 2-13/2020 (2-944/2019~М-989/2019 2-944/2019 М-989/2019 от 22 июля 2020 г. по делу № 2-13/2020 Рославльского городского суда (Смоленская область) на территории гражданина был построен забор высотой в 2 метра и из-за этого у гражданки (истца) затемняло её земельный участок и жилой дом и это вредит ее здоровью. Суд вынес утвердительное решение истца и обязало гражданина в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить наклон забора, установленного с южной границы земельного участка. Из этого следует учитывать то, что ваш забор должен не затемнять территорию соседки.
Таким образом, получение согласия соседа необязательно, но желательно. Самым важным моментом при строительстве забора является соблюдения требований законодательства в части правил, норм и соблюдения процедуры межевания.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 51 из 47 429 Поиск Регистрация
~М-989/2019 2-944/2019 М-989/2019 от 22 июля 2020 г. по делу № 2-13/2020 Рославльского городского суда (Смоленская область) на территории гражданина был построен забор высотой в 2 метра и из-за этого у гражданки (истца) затемняло её земельный участок и жилой дом и это вредит ее здоровью. Суд вынес утвердительное решение истца и обязало гражданина в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить наклон забора, установленного с южной границы земельного участка. Из этого следует учитывать то, что ваш забор должен не затемнять территорию соседки.