Могут ли в настоящее время не уволить после окончания контракта военной службы?
Могут не уволить. Читайте контракт, если им предусмотрена пролонгация, то его автоматически продлевают.
СпроситьГеннадий, могут не уволить. Но вы вправе обратиться с рапортом об увольнении. Пункт 4 Указа Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
СпроситьУвольнения по истечению срока контракта сейчас не производятся, до принятия указа о демобилизации.
СпроситьУважаемый Геннадий! В настоящее время по стране сотни тысяч военнослужащих с истекшим сроком контракта не могут получить приказы своих командиров частей об исключении их из списков личного состава этих воинских частей.
Не смотря на то, что в соответствии с частью 1 ст. 61 ГПК РФ Обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании, военные гарнизонные суды при разрешении административных исков военнослужащих, которые обжалуют не законное удерживание их на воинской службе при истекших сроках контрактов и при оконченной частичной мобилизации, выносят решения не в пользу военнослужащих. Суды мотивируют такие отказы в удовлетворении требований военнослужащих о признании действий (бездействия) командиров частей не законными тем обстоятельством, что в Российской Федерации не издан соответствующий Указ президента (или иной нормативный документ имеющий аналогичную юридическую силу указа или федерального закона), четко обозначающий окончание частичной мобилизации.
28 октября 2022 года глава Минобороны России генерал армии Сергей Шойгу доложил президенту России о завершении в стране частичной мобилизации. Мероприятия, связанные с призывом, проводились с 21 сентября. Глава ведомства также заявил, что добровольцами в войска в рамках мобилизации направились 13 тысяч человек.
Также Шойгу поручил до 1 ноября доложить о завершении мероприятий частичной мобилизации. Соответствующие указания генштаб Вооруженных сил (ВС) страны направил командующим войсками военных округов и командующему Северным флотом, уточнили в военном ведомстве.
- в том числе, официальный представитель Мин обороны РФ генерал – лейтенант Канашенков немедленно после Шойгу заявил:
«По поручению Министра обороны РФ… направлены указания командующим войсками военных округов и командующему Северным Флотом до 1 ноября с.г. доложить о завершении мероприятий частичной мобилизации».
«Все мероприятия, связанные с призывом на военную службу военными комиссариатами совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ граждан, пребывающих в запасе, прекращены».
«Подготовка и вручение повесток прекращаются».
«Участки и штабы оповещения, пункты сбора граждан военных комиссариатов, а также выделенные решениями органов исполнительной власти субъектов РФ здания и сооружения, использовавшиеся для мероприятий частичной мобилизации, подлежат высвобождению для функционирования или использования по прежнему назначению».
«В дальнейшем работа военных комиссариатов по комплектованию Вооруженных Сил РФ будет организована только за счет приема добровольцев и кандидатов для прохождения военной службы по контракту».
Об общеизвестности факта завершения в РФ периода и мероприятий «частичной мобилизации», а также об отсутствии необходимости издания на эту тему соответствующего Указа президента РФ, либо иного вида НПА, неоднократно высказался и сам Президент В.Путин:
«Она завершена, точка поставлена», — заявил политик в ходе пресс-конференции по итогам трехсторонней встречи с премьером Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Сочи. Российский лидер добавил, что 260 тысяч человек из частично мобилизованных не участвуют в боевых действиях, а проходят подготовку, на этом мобилизация завершена. Политик также заявил, что обсудит с юристами, нужен ли отдельный указ о завершении частичной мобилизации в стране. По его словам, частичная мобилизация была объявлена указом, поскольку «по-другому это невозможно». «Но было сделано это по предложению министерства обороны, это естественно», — отметил он.
- Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, в свою очередь, в ответ на вопрос о том, могут ли в российские субъекты прийти новые мобилизационные предписания, призвал ориентироваться на слова министра обороны России.
- а также Сенатор, Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству доктор юридических наук, профессор Клишас Андрей Александрович 8 декабря 2022 года в интервью «Ведомостям» призвал понять, что государство не может для каждой общественно значимой ситуации выпускать по документу.
По мнению политика, необходимости в указе об окончании мобилизации нет.
Клишас считает, что с политической точки зрения, с точки зрения легитимности, большей силы, чем слова президента, в России нет. Сенатор отметил, что Президент РФ Владимир Путин «является верховным главнокомандующим, и он объявил об окончании мобилизации». " ТАСС: Никаких дополнительных указов об окончании мобилизации не требуется".
Необходимым считаю пояснить вам и иерархию нормативно - правовых актов РФ в контексте рассматриваемого вопроса об увольнении с военной службы в условиях оконченной частичной мобилизации.
Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.
В России (Российской Федерации) есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:
1. Конституция РФ
Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
2. Международные договоры
Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)
По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.
Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
• Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
• Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
• Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.
5. Конституции (уставы) субъектов Федерации
Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.
6. Законы субъектов Федерации
Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.
7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации
Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.
На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.
Таким образом, Указ президента РФ — подзаконный правовой акт, издаваемый президентом в пределах его полномочий.
Что означает «подзаконный»? Уточняющий. Указы президента вносят поправки, ликвидируют пробелы и дополняют другие акты, в том числе и федеральные.
Вот несколько примеров Указов президента:
• «О Правительстве Российской Федерации»;
• «О награждении государственными наградами Российской Федерации»;
• «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации»;
• «О мерах по противодействию терроризму»;
• «О присвоении дипломатических рангов»
• Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 04.10.2022) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы") и т.д.
СпроситьПродолжение:
Из примеров очевидно, что еще одно, ненормативное, предназначение указов — назначение на государственные должности, например, губернаторов и судей, награждение за выдающиеся заслуги или анонсирование изменений в составе органов власти. Все указы и другие действующие в РФ нормативно-правовые акты можно посмотреть на различных официальных правовых порталах.
Резонно поставить вопрос: «Может ли указ президента противоречить федеральным законам или отменять их?»
Оказывается, нет. И здесь не может быть иного мнения. В иерархии законодательства нашей страны высшим авторитетом обладает Конституция. За ней следуют федеральные законы и только потом — указы главы государства. Федеральный уровень законодательства находится выше полномочий президента — значит, указы могут дополнять его, но не отменять.
Возможности президента ограничены — в первую очередь, Государственной Думой и Советом Федерации. Кажется, что указ, подписанный президентом, обладает наибольшим весом. Но, если вдуматься, президент подписывает нормативно-правовые акты и более высоких уровней. Юридическая сила акта определяется степенью участия в нем органов власти. Если в их создании участвовал Парламент, президент не может отменить их одним росчерком пера. В таких случаях глава государства либо использует свое право законодательной инициативы, либо обращается в Конституционный суд.
Цитата:
ИСТОЧНИКИ:
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Статья 4
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 104
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Что касается вопроса добровольности заключения нового контракта, то вам следует знать, что действующая система военного права не содержит обязанности заключения контракта военнослужащим по воле вышестоящего командира.
Так, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее также – Закон №76) – военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее также – Закон №53). Согласно п. 2 ст. 2 Закона №53-ФЗ – прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву или по контракту.
Согласно подпункту «а» п. 1 ст. 22 Закона №53-ФЗ – призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно п. 2 ст. 32 Закона №53-ФЗ – в контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и другие существенные условия контракта. Абзацем 5 п. 1 ст. 34 Закона №53-ФЗ предусмотрено право, но не обязанность граждан, пребывающих в запасе, заключать контракт. Поскольку ни на территории Республики Карелия, ни на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга, как и в целом по России не было объявлено военное положение, то единственным способом поступления на военную службу лиц, состоящих в запасе из состава мобилизационного людского ресурса, является исключительно добровольное заключение ими контракта о прохождении военной службы.
СпроситьМогут не уволить. Но вы вправе обратиться с рапортом об увольнении.
СпроситьКрасноярск - онлайн услуги юристов
Как уволиться с военной службы после окончания контракта, находясь на СВО?
Куда обратиться после окончания контракта военной службы без жилья - советы для военнослужащих и их семей
Что будет со мной после окончания контракта военной службы в условиях возможной мобилизации?
Что произойдет при мобилизации, если не был поставлен на учет после окончания контракта военной службы по МЖ?
Можно ли уволиться после окончания контракта альтернативной военной службы?
Увольнение с военной службы после окончания контракта
Могут ли после окончания контракта уволить по несоблюдение условий контракта.
Контакт краткосрочный на 6 месяц могут или уволить после окончания контракта.
Можно ли уволиться после окончания контракта на военную службу и как это сделать?
Перспективы моего служебного будущего
Что будет, если уволят военного после окончания контракта на срочной службе?
Могут ли добровольцу уволить после окончания контракта или продлить контракт?
Уволят ли военного срочника без жилья до или после окончания контракта?
Я устроилась на завод по контракту на сезон. Забеременела. Могут ли меня после окончания контракта уволить?
Засчитывается ли в выслугу лет служба военнослужащего после окончания контракта но не уволенного с военной службы?
Возможно ли открыть ИП после прохождения банкротства и окончания контракта военной службы?
Как уехать по месту прописки и подать в суд, если не хотят уволить после окончания контракта в 2022 году?
