Как доказать получение претензии контрагентом - необходимость подтверждения при направлении по АПК и возможность направлять по электронной почте.
199₽ VIP
Необходимо ли при направлении претензии в адрес контрагента по АПК иметь подтверждение ее получения? По сложившейся на предприятии практике претензии направляются заказными письмами с уведомлением. В последующем судьи запрашивают доказательство получения ответчиком претензии и в суд предоставляются распечатки с трек-номером со страницы Почты России. Можно ли направлять претензии по электронной почте, если такое условие в договоре не прописано и на практике вся переписка осуществляется через почтовые письма и главное, нужно ли суду предоставлять доказательство получения такой претензии? Вопрос в том, что не все контрагенты ответят обратным письмом, что претензия получена или нажмут "подтвердить, что прочитано", если поставить в электронном письме об отправки претензии "с уведомлением". Как в таком случае предоставлять суду доказательство получения ответчиком претензии, если суд постоянно это запрашивает?
Направление претензии в форме электронного документа, например, посредством электронной почты, факсимильной и иной связи законодательство не запрещает. Однако в этом случае должна иметься возможность достоверно установить, от кого она исходит и кому адресована.
Бремя доказывания факта направления претензии лежит на отправителе.
Лучше всего все претензии направлять почтой России чтобы небыло проблем. Такую корреспонденцию легко отследить по трек номеру.
СпроситьЗдравствуйте, Александра.
Лучше не отходить от сложившейся практики, и продолжить направлять претензии привычным порядком-почтовым отправлением, в этом случае будет основание считать письмо полученным по основаниям ст.165.1 ГК РФ, даже в случае, если контр-агент и не станет его получать.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
А если электронный докумен не согласован договором, и нет подтверждения о получении письма противной стороной, то доказать его осведомленность о получении требования - затруднительно.
Всего хорошего!
СпроситьЗдравствуйте
1 Претензию отправляйте ценным письмом с описью вложения
2. То обстоятельство, что заказное письмо не было получено обществом вследствие непринятия им мер по получению заказной корреспонденции по месту своего нахождения не свидетельствует о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, поскольку по смыслу статьи 165.1 ГК РФ, пунктов 63, 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 указанная претензия считается полученной, а ответчик несет риск отсутствия представителя по своему юридическому адресу.
СпроситьВ статье 126 АПК РФ сказано:
1. К исковому заявлению прилагаются:
7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом;
То есть вы должны доказать факт направления претензии
При несоблюдении претензионного (досудебного) порядка исковое заявление подлежит возвращению судом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.
Законодательство РФ не запрещает Вам направлять претензии по электронной почте, даже если такое условие в договоре не прописано.
Если для вас возникает проблема в доказывании получения претензии, то вам следует определиться, исходя из экономической целесообразности, что для вас предпочтительней потратить деньги на почтовые расходы или направлять претензии электронным способом. Заставить же всех ваших контрагентов делать подтверждения получения претензии вы не в силах.
СпроситьНельзя направлять претензии электронной почтой, если такой порядок не предусмотрен договором или не сложился из практики сторон.
Такой вывод следует из ст.165.1 ГК РФ, а также позиции высших судов п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18.
ГК РФ. Статья 165.1. Юридически значимые сообщенияСпросить1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
2. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Добрый вечер, Александра.
1)Отправка электронно почтой претензий вам результата не даст и доказательством в суде уведомления ответчика может быть не рассмотрено, так как практика все же складывается из почтовых квитанций.
2)Подавайте претензию почтой ценным письмом с описью, я понимаю, что если большой объем документов, то выходит дорого удовольствие это, но вариантов нет, после будите взыскивать в суде данные расходы и все.
3)это надежно просто и 100 процентный результат, если вы направляете электронно, то должны дублировать и на почту все равно.
ст. 126, 129 АПК РФ!
СпроситьАлександра, добрый день.
Увы, если в условиях заключённого договора не указано, что можно и нужно направлять претензии по электронной почте, то нужно направлять претензию в обычном порядке - заказным письмо с уведомлением о вручении в юридический адрес.
______
Вам нужно предоставить доказательство получения такой претензии.
______
Что говорит практика
АПК РФ установлено, что документы, полученные по электронной почте, допускаются в качестве письменных доказательств (ч. 3 ст. 75 АПК РФ), но для этого необходимо соблюдение ряда условий.
Досудебная претензия в электронном виде представляет собой текст письменного требования, не обличенного в бумажную форму, содержащего притязания относительно неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства.Досудебная претензия в электронном виде имеют юридическую силу, когда с достоверностью можно установить: отправителя претензии и существо материального требования (абз. 2 ч. 1 ст. 160 ГК РФ); адресата (получателя) письма; факт, подтверждающий отправку; дату и время направления. Соответственно, отправитель и получатель в обязательном порядке должны быть идентифицированы, равно как и установлена суть информации, изложенной в таком сообщении (п. 65 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25).
Источник: www.arbitr-praktika.ru
_____
С уважением, Дарья Алексеевна.
СпроситьЭтот вопрос связан с наличием больших почтовых расходов.
СпроситьСм. п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18, п. 5 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном.
13. Направление обращения с использованием информационно-телекоммуникационной сети (например, по адресу электронной почты, в социальных сетях и мессенджерах) свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора исключительно в случае, если такой порядок установлен нормативным правовым актом, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо данный способ переписки является обычной сложившейся деловой практикой между сторонами и ранее обмен корреспонденцией осуществлялся в том числе таким образом.
При разрешении вопроса о том, имел ли место факт направления обращения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, допустимыми доказательствами будут являться в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в такой сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения (статьи 55 и 60 ГПК РФ, статьи 64 и 68 АПК РФ).
СпроситьРасходы - дело такое... 100 - 600 рублей на отправку письма - взыщите после... если выиграете...
СпроситьЯ вам уже указал ответ с этим уточнением выше.
Спросить