Как правообладатель товарного знака может запретить продажу своего товара на маркетплейсах?
199₽ VIP

• г. Москва

Может ли правообладатель товарного знака запретить продавать товар своего бренда на маркетплейсах?

Объясню подробнее. Компания столкнулась с демпингом, некоторые лица/компании на маркетплейсах продают товар, который она сама же поставляет в другие компании. При этом никаких контактов с продавцами товара компании нет. Может ли компания-правообладатель товарного знака запретить им продажу и как это сделать?

Читать ответы (9)
Ответы на вопрос (9):

Здравствуйте, Даниил!

Да, Может это сделать.

Это делается на основании ст. 1884 ГК РФ:

1. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Спросить

Речь идёт о товаре той же компании, который продают другие продавцы, не имеющие с этой компанией никаких контактов и договоров.

Объясню на примере.

Условная компания "А" продаёт оптом игрушки со своим товарным знаком в компании "Б" и "Г". Но каким-то образом эти игрушки (оригинальные) попадают в компанию "В", с которой нет никаких контактов. Может ли компания "А" запретить "В" продавать свой товар, ссылаясь на товарный знак, ведь та не имеет никаких контактов, договоров и разрешений?

Спросить

Все понятно, я вам подробно отписал как и что можно сделать

Спросить

Продажу запретить сложно, а вот наказать за неправомерное использование товарного знака можно - рекомендую начать с заявления в полицию-

КоАП РФ Статья 14.10. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

и

УК РФ Статья 180. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

После иски в арбитражный суд возможны.

Спросить
Это лучший ответ

Здравствуйте,

В мире товарных знаков есть принцип исчерпания права. Его смысл в том, что если товар поступил в продажу в России от самого правообладателя или с его согласия, то дальнейшая перепродажа этого товара уже не будет нарушением права на товарный знак. Никакие разрешения не нужны, главное, чтобы товар был легальный.

Банальный пример: если вы купили Айфон в официальном магазине, а потом через год выставили его на Авито, то вы не должны просить у Эппл согласие на использование товарного знака — ну продаете и продаете, товар же оригинальный.

Если вы продаете не один Айфон, а сто, и не на Авито, а на маркетплейсе, то сути дела это не меняет — главное, чтобы товар был не контрафактный и попал в страну с согласия правообладателя, тогда все в порядке.

Однако, модерация маркетплейсов не всегда разбирается в товарных знаках и исчерпании прав так же хорошо, как вы сейчас. Поэтому они вполне себе иногда могут запросить у вас «документы, подтверждающие право использования бренда». На самом деле документ об этом только один — ваш договор поставки, который показывает, что вы купили оригинальный товар у правообладателя. Но если техподдержка уперлась рогом и не хочет запускать товар в продажу без «письменного согласия правообладателя», то тут ничего не остается, кроме как связываться с правообладателем и договариваться с ним на подписание такого не самого логичного, с точки зрения реального права, документа.

Иногда правообладатели специально выгоняют своих же оптовиков с маркетплейса. Они рассуждают так: мы сами можем поставить товар на маркетплейс и нам не нужны посредники, которые плодят десятки одинаковых карточек.

Порой предприниматели еще и сами усугубляют ситуацию, например, выкладывают кривые описания, плохо консультируют покупателей, а в итоге страдает репутация всего бренда. Тогда правообладатель пишет претензию маркетплейсу и требует заблокировать всех продавцов, кроме себя. Ссылаются в таких претензиях обычно на нарушение права на товарный знак.

Формально правообладатель не прав. Товарный знак исчерпал себя при первой продаже, а продать товар под условием «вы как бы купили, но продавать этот товар в интернете вам запрещено» нельзя. Если покупатель купил товар, значит товар принадлежит ему и он может продавать его как угодно.

Только вот закон законом, но маркетплейс — это частная компания, он с кем хочет, с тем и работает. Захочет — заблокирует, захочет — разблокирует. Он не обязан объяснять свои бизнес-решения и мотивировать их с опорой на закон. Поэтому бывает так, что маркетплейс блокирует товары на основе дурных претензий, а потом не запускает их в продажу даже после того, как получит абсолютно логичный ответ, низвергающий дурную претензию.

В общем, я рекомендую предпринимателям заранее проверять обозначения на товарах, разбираться, кому принадлежат права на эти товарные знаки, и наводить порядок с правами раньше, чем начнутся споры с правообладателями и маркетплейсами.

На всякий случай можно даже вписывать в договоры с производителями указание на то, что они разрешают вам продавать товар на маркетплейсах. С точки зрения закона это необязательно, потому что такое право у вас итак есть, но вот на случай возможных споров с модераторами маркетплейса — лучше написать.

КоАП РФ Статья 14.10. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

и

УК РФ Статья 180. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

Спросить

В порядке ст.1248 ГК РФ считаю возможным подать в арбитражный суд иск об обязании владельца торговой площадки не размещать данные товары.

Спросить

Да, правообладатель имеет право наложить запрет на продажу своего бренда.

В противном случае может подать в суд иск и взыскать свои убытки.

Только с согласия правообладателя можно продать авторский товар в любом его виде.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Для этого надо сперва разослать всем продавцам, которые нарушают авторские права, дать срок для устранения нарушений.

А далее с иском в суд, если требования проигнорируют.

- см. ст. 1284 ГК РФ, ст. 124-125 АПК РФ, ст. 14.10 КоАП РФ, ст. 180 УК РФ

Спросить

Здравствуйте, Даниил! По вашему вопросу:

------------------------------------

1. в соответствии с п.1 ст.1484 Гражданского кодекса РФ

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса

-------------------------------------

2. В ст.1229 Кодекса говорится, что другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (товарный знак) без согласия правообладателя,

____________________________________________

3. В п.1 ст.1515 ГК определено, что:

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

------------------------------------------------------

4. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак

--------------------------------------------------------

5. При этом, согласно п.4 ст.1515 ГК РФ

Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации:

-в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;-либо-в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

-----------------------------------------------------------

6. Данные о поставщиках товара можно узнать на конкретных маркетплейсах. После чего-направить поставщикам претензию о неправомерном использовании товарного знака-прекратить использование, изъять из оборота, выплатить конкретную суммы компенсации. Установить срок исполнения претензии. Если в указанный срок претензия не будет исполнена, тогда-обращаться с иском в арбитражный суд

Также-уведомить владельцев маркетплейсов о нарушениях, в их интересах чтобы такой товар был изъят из продажи.

-----------------------------------------------

7. Кроме того, есть смысл обратиться с заявлением в полицию, так как за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, предусмотрена уголовная ответственность по ч.1 ст.180 УК РФ. Крупный ущерб- свыше 250 тысяч рублей

------------------------------------------------

8. Если обратитесь в полицию, то полиция самостоятельно установит все обстоятельства дела, изымет все контрафактные товары поставщиков. Вам же только останется при желании обратиться в арбитражный суд с иском о компенсации

Спросить

Может ли правообладатель товарного знака запретить продавать товар своего бренда на маркетплейсах?

Ответ.

Правообладатель товарного знака имеет право направить маркетплейсу претензию с требованием блокировки карточек товара.

Дополнительная информация по вашему вопросу.

Товарный знак — это обозначение для товаров и услуг, зарегистрированное в Роспатенте.

Если компания или предприниматель зарегистрировали знак на себя, значит, никто другой без разрешения правообладателя больше не имеет права использовать такое же или сходное обозначение в конкурентном бизнесе.

Нужно ли разрешение на продажу товара с товарным знаком от российского правообладателя?

Ответ.

Согласие или другое разрешение не нужно, если товар был введен в оборот на территории России самим правообладателем.

Это правило называется исчерпанием права на товарный знак. Его смысл в том, что после первой легальной продажи товара в нашей стране права на товарные знаки, нанесенные на этот товар, больше не охраняются в отношении этой партии товара.

Как это работает.

Например у производителя есть товарный знак «Фиалка», зарегистрированный для косметических изделий.

Это значит, что только он может производить и продавать, например, крем под брендом «Фиалка».

Если кто-то другой без его разрешения начнет торговать «Фиалками» собственного производства, это нарушит исключительное право — крем окажется контрафактом.

Производитель делает крем и продает оптовикам.

Им для дальнейшей перепродажи не нужно брать у правообладателя никакого согласия.

Право на товарный знак исчерпано, оптовик приобрел товар в собственность, значит, теперь может продавать его где угодно и как угодно.

Чтобы подтвердить легальность товара, оптовику не нужны никакие письменные разрешения, согласия или договоры на товарный знак. Достаточно иметь на руках договор, по которому был куплен товар у правообладателя — например, договор поставки. Он подтвердит легальное происхождение товаров.

Если, производитель-правообладатель продает товар оптовику, а оптовик продает эти товары предпринимателю, который дальше распродает их в розницу. У предпринимателя нет договора с правообладателем — только с перекупщиком.

В таком случае предпринимателю получать согласие тоже не нужно.

Количество участников цепочки поставок не имеет значения: право на товарный знак в отношении партии товара исчерпалось раз и навсегда после первой продажи оптовику. Даже если цепочка состоит из десяти перекупщиков, никому из них не нужно согласие правообладателя — при условии, что товар изначально легально поступил в оборот в России.

Единственное, что нужно сделать предпринимателю — убедиться, что товар на самом деле легальный, и в начале цепочки действительно был правообладатель.

Спросить

Юристы ОнЛайн: 70 из 47 430 Поиск Регистрация

PRO Россия
Юрист, стаж 18 лет онлайн
г.Калининград
Працко В.А.
4.8 25 228 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
401
Россия
Юрист онлайн
г.Краснодар
Юдаев В.В.
4.9 1 929 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
396
Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Москва
Каравайцева Е.А.
4.8 187 070 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
748
PRO Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Владикавказ
Абаева М.Н.
4.9 33 844 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
121
Россия
Юрист, стаж 30 лет онлайн
г.Нижний Новгород
Елесин А.В.
3.8 33 074 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
500
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Москва
Усольцев В.Н.
4.8 17 753 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
126
PRO Россия
Юрист, стаж 12 лет онлайн
г.Москва
Разина Д.А.
5 32 182 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
49
Россия
Юрист, стаж 12 лет онлайн
г.Старый Оскол
Меснянкина В.Н.
4.9 416 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
125
Россия
Адвокат, стаж 24 лет онлайн
г.Москва
Панфилов А.Ф.
4.8 80 977 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
327
PRO Россия
Юрист, стаж 6 лет онлайн
г.Тула
Кочетков А.В.
4.8 58 489 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
392
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Москва
Бычкова Н.В.
4.9 59 919 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
202
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Москва
Бабъяк С.В.
4.7 3 160 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
151
PRO Россия
Юрист, стаж 11 лет онлайн
г.Дубна
Суровцева Л.Р.
4.9 10 631 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
62
Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Калининград
Мельник И.В.
4.2 11 780 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
164
PRO Россия
Юрист, стаж 18 лет онлайн
г.Пермь
Богачев А.О.
5 4 115 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
92
PRO Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Трубчевск
Скороварова С.А.
5 75 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
13
Россия
Юрист, стаж 10 лет онлайн
г.Краснодар
Арзуманян Р.В.
4.9 1 007 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
173
Россия
Адвокат, стаж 21 лет онлайн
г.Орёл
Бахтин С.В.
4.7 25 881 отзыв
Спросить
Отзывов за месяц
365
Россия
Юрист, стаж 28 лет онлайн
г.Красногорск
Степанов А.Е.
4.7 78 504 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
295
Россия
Юрист, стаж 25 лет онлайн
г.Йошкар-Ола
Криухин Н.В.
4.7 87 434 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
246
Россия
Юрист, стаж 13 лет онлайн
г.Москва
Соколов Д.Г.
4.7 51 725 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
140
Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Нижний Новгород
Горбунова И.В.
5 470 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
117
Россия
Юрист онлайн
г.Москва
Наумова Т.Ю.
4.9 1 483 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
104
Россия
Юрист, стаж 5 лет онлайн
г.Чебоксары
Григорьев Е.А.
4.6 1 497 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
53
показать ещё