Как правообладатель товарного знака может запретить продажу своего товара на маркетплейсах?
199₽ VIP

• г. Москва

Может ли правообладатель товарного знака запретить продавать товар своего бренда на маркетплейсах?

Объясню подробнее. Компания столкнулась с демпингом, некоторые лица/компании на маркетплейсах продают товар, который она сама же поставляет в другие компании. При этом никаких контактов с продавцами товара компании нет. Может ли компания-правообладатель товарного знака запретить им продажу и как это сделать?

Читать ответы (9)
Ответы на вопрос (9):

Здравствуйте, Даниил!

Да, Может это сделать.

Это делается на основании ст. 1884 ГК РФ:

1. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Спросить

Речь идёт о товаре той же компании, который продают другие продавцы, не имеющие с этой компанией никаких контактов и договоров.

Объясню на примере.

Условная компания "А" продаёт оптом игрушки со своим товарным знаком в компании "Б" и "Г". Но каким-то образом эти игрушки (оригинальные) попадают в компанию "В", с которой нет никаких контактов. Может ли компания "А" запретить "В" продавать свой товар, ссылаясь на товарный знак, ведь та не имеет никаких контактов, договоров и разрешений?

Спросить

Все понятно, я вам подробно отписал как и что можно сделать

Спросить

Продажу запретить сложно, а вот наказать за неправомерное использование товарного знака можно - рекомендую начать с заявления в полицию-

КоАП РФ Статья 14.10. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

и

УК РФ Статья 180. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

После иски в арбитражный суд возможны.

Спросить
Это лучший ответ

Здравствуйте,

В мире товарных знаков есть принцип исчерпания права. Его смысл в том, что если товар поступил в продажу в России от самого правообладателя или с его согласия, то дальнейшая перепродажа этого товара уже не будет нарушением права на товарный знак. Никакие разрешения не нужны, главное, чтобы товар был легальный.

Банальный пример: если вы купили Айфон в официальном магазине, а потом через год выставили его на Авито, то вы не должны просить у Эппл согласие на использование товарного знака — ну продаете и продаете, товар же оригинальный.

Если вы продаете не один Айфон, а сто, и не на Авито, а на маркетплейсе, то сути дела это не меняет — главное, чтобы товар был не контрафактный и попал в страну с согласия правообладателя, тогда все в порядке.

Однако, модерация маркетплейсов не всегда разбирается в товарных знаках и исчерпании прав так же хорошо, как вы сейчас. Поэтому они вполне себе иногда могут запросить у вас «документы, подтверждающие право использования бренда». На самом деле документ об этом только один — ваш договор поставки, который показывает, что вы купили оригинальный товар у правообладателя. Но если техподдержка уперлась рогом и не хочет запускать товар в продажу без «письменного согласия правообладателя», то тут ничего не остается, кроме как связываться с правообладателем и договариваться с ним на подписание такого не самого логичного, с точки зрения реального права, документа.

Иногда правообладатели специально выгоняют своих же оптовиков с маркетплейса. Они рассуждают так: мы сами можем поставить товар на маркетплейс и нам не нужны посредники, которые плодят десятки одинаковых карточек.

Порой предприниматели еще и сами усугубляют ситуацию, например, выкладывают кривые описания, плохо консультируют покупателей, а в итоге страдает репутация всего бренда. Тогда правообладатель пишет претензию маркетплейсу и требует заблокировать всех продавцов, кроме себя. Ссылаются в таких претензиях обычно на нарушение права на товарный знак.

Формально правообладатель не прав. Товарный знак исчерпал себя при первой продаже, а продать товар под условием «вы как бы купили, но продавать этот товар в интернете вам запрещено» нельзя. Если покупатель купил товар, значит товар принадлежит ему и он может продавать его как угодно.

Только вот закон законом, но маркетплейс — это частная компания, он с кем хочет, с тем и работает. Захочет — заблокирует, захочет — разблокирует. Он не обязан объяснять свои бизнес-решения и мотивировать их с опорой на закон. Поэтому бывает так, что маркетплейс блокирует товары на основе дурных претензий, а потом не запускает их в продажу даже после того, как получит абсолютно логичный ответ, низвергающий дурную претензию.

В общем, я рекомендую предпринимателям заранее проверять обозначения на товарах, разбираться, кому принадлежат права на эти товарные знаки, и наводить порядок с правами раньше, чем начнутся споры с правообладателями и маркетплейсами.

На всякий случай можно даже вписывать в договоры с производителями указание на то, что они разрешают вам продавать товар на маркетплейсах. С точки зрения закона это необязательно, потому что такое право у вас итак есть, но вот на случай возможных споров с модераторами маркетплейса — лучше написать.

КоАП РФ Статья 14.10. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

и

УК РФ Статья 180. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

Спросить

В порядке ст.1248 ГК РФ считаю возможным подать в арбитражный суд иск об обязании владельца торговой площадки не размещать данные товары.

Спросить

Да, правообладатель имеет право наложить запрет на продажу своего бренда.

В противном случае может подать в суд иск и взыскать свои убытки.

Только с согласия правообладателя можно продать авторский товар в любом его виде.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Для этого надо сперва разослать всем продавцам, которые нарушают авторские права, дать срок для устранения нарушений.

А далее с иском в суд, если требования проигнорируют.

- см. ст. 1284 ГК РФ, ст. 124-125 АПК РФ, ст. 14.10 КоАП РФ, ст. 180 УК РФ

Спросить

Здравствуйте, Даниил! По вашему вопросу:

------------------------------------

1. в соответствии с п.1 ст.1484 Гражданского кодекса РФ

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса

-------------------------------------

2. В ст.1229 Кодекса говорится, что другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (товарный знак) без согласия правообладателя,

____________________________________________

3. В п.1 ст.1515 ГК определено, что:

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

------------------------------------------------------

4. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак

--------------------------------------------------------

5. При этом, согласно п.4 ст.1515 ГК РФ

Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации:

-в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;-либо-в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

-----------------------------------------------------------

6. Данные о поставщиках товара можно узнать на конкретных маркетплейсах. После чего-направить поставщикам претензию о неправомерном использовании товарного знака-прекратить использование, изъять из оборота, выплатить конкретную суммы компенсации. Установить срок исполнения претензии. Если в указанный срок претензия не будет исполнена, тогда-обращаться с иском в арбитражный суд

Также-уведомить владельцев маркетплейсов о нарушениях, в их интересах чтобы такой товар был изъят из продажи.

-----------------------------------------------

7. Кроме того, есть смысл обратиться с заявлением в полицию, так как за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, предусмотрена уголовная ответственность по ч.1 ст.180 УК РФ. Крупный ущерб- свыше 250 тысяч рублей

------------------------------------------------

8. Если обратитесь в полицию, то полиция самостоятельно установит все обстоятельства дела, изымет все контрафактные товары поставщиков. Вам же только останется при желании обратиться в арбитражный суд с иском о компенсации

Спросить

Может ли правообладатель товарного знака запретить продавать товар своего бренда на маркетплейсах?

Ответ.

Правообладатель товарного знака имеет право направить маркетплейсу претензию с требованием блокировки карточек товара.

Дополнительная информация по вашему вопросу.

Товарный знак — это обозначение для товаров и услуг, зарегистрированное в Роспатенте.

Если компания или предприниматель зарегистрировали знак на себя, значит, никто другой без разрешения правообладателя больше не имеет права использовать такое же или сходное обозначение в конкурентном бизнесе.

Нужно ли разрешение на продажу товара с товарным знаком от российского правообладателя?

Ответ.

Согласие или другое разрешение не нужно, если товар был введен в оборот на территории России самим правообладателем.

Это правило называется исчерпанием права на товарный знак. Его смысл в том, что после первой легальной продажи товара в нашей стране права на товарные знаки, нанесенные на этот товар, больше не охраняются в отношении этой партии товара.

Как это работает.

Например у производителя есть товарный знак «Фиалка», зарегистрированный для косметических изделий.

Это значит, что только он может производить и продавать, например, крем под брендом «Фиалка».

Если кто-то другой без его разрешения начнет торговать «Фиалками» собственного производства, это нарушит исключительное право — крем окажется контрафактом.

Производитель делает крем и продает оптовикам.

Им для дальнейшей перепродажи не нужно брать у правообладателя никакого согласия.

Право на товарный знак исчерпано, оптовик приобрел товар в собственность, значит, теперь может продавать его где угодно и как угодно.

Чтобы подтвердить легальность товара, оптовику не нужны никакие письменные разрешения, согласия или договоры на товарный знак. Достаточно иметь на руках договор, по которому был куплен товар у правообладателя — например, договор поставки. Он подтвердит легальное происхождение товаров.

Если, производитель-правообладатель продает товар оптовику, а оптовик продает эти товары предпринимателю, который дальше распродает их в розницу. У предпринимателя нет договора с правообладателем — только с перекупщиком.

В таком случае предпринимателю получать согласие тоже не нужно.

Количество участников цепочки поставок не имеет значения: право на товарный знак в отношении партии товара исчерпалось раз и навсегда после первой продажи оптовику. Даже если цепочка состоит из десяти перекупщиков, никому из них не нужно согласие правообладателя — при условии, что товар изначально легально поступил в оборот в России.

Единственное, что нужно сделать предпринимателю — убедиться, что товар на самом деле легальный, и в начале цепочки действительно был правообладатель.

Спросить