Правомерность требований маркетплейса относительно продажи постеров с логотипом Nike и вопрос о плате за модерацию карточек с нарушениями
199₽ VIP

• г. Самара

Продаем постеры на маркетплейсе, на нашем постере изображен человек в кроссовках на кроссовках стоит галочка nike, маркетплейс запрашивает документы на бренд, при этом на сайте ФИПС зарегистрирован у знака в котором есть МКТУ на 16 класс то есть постеры, совсем другое изображение, просто надпись NIKE большими буквами. На сколько правомерны требования маркетплейса? Мы же не пытаемся подделывать кроссовки! Изображения на знаках не совпадают. При этом там же в свободной продаже находится множество других постеров с разными видами лого найка без проблем!

Так же дополнительный момент, маркетплейс ввел в договор оферту пункт по которому за каждую карточку с нарушуниям он будет взымать плату за модерацию в размере 10 000 рублей, за услугу модерации карточек с нарушениями, у нас нашли 60 подобных карточек, правомерно ли снять с нас оплату услуг модерации на 600 000 рублей, это ведь выше всяких разумны пределов. .. А если бы у нас нашли 1000 карточек мы бы были должны 10 миллионов?

Читать ответы (7)
Ответы на вопрос (7):

Федеральное законодательство не содержит юридических тонкостей правовых отношений маркетплейсов с предпринимателями – на них распространяются общие нормы Гражданского кодекса о договоре комиссии (глава 51 ГК РФ) и агентском договоре (глава 52 ГК РФ). В Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон РФ № 2300-I) имеются общие ориентиры в части:

размещения владельцем агрегатора информации о продавце на своем официальном сайте (один из способов такого информирования – размещение на сайте агрегатора ссылки на сайт продавца) и доведения ее до сведения покупателей, а также обязанности продавца предоставить достоверную информацию о себе (п. 1.2 ст. 9 Закона РФ № 2300-I);

обязанности продавца в течение одного рабочего дня с момента внесения изменений в информацию о себе сообщить об этом владельцу агрегатора и отразить изменения на своем сайте и обязанности владельца агрегатора внести эти изменения в информацию о продавце в тот же срок (п. 1.3 ст. 9 Закона РФ № 2300-I);

ответственности за недостоверную или неполную информацию о товаре или продавце (п. 2.1 ст. 12 Закона РФ № 2300-I);

распределения ответственности за понесенные потребителем убытки – по умолчанию, ответственность за исполнение договора и за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (п. 2.1 ст. 12 Закона РФ № 2300-I);

обязанности агрегатора направить продавцу уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи в связи с нарушением продавцом обязательства передать товар в установленный срок после получения такого уведомления от покупателя, желающего вернуть сумму произведенной им предварительной оплаты товара (п. 2.2 ст. 12 Закона РФ № 2300-I) и т. п.

Кроме того, Закон содержит указание на то, что владелец агрегатора не несет ответственности за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре, в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре, предоставленную продавцом и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (абз. 3 п. 2.1 ст. 12 Закона РФ № 2300-I).

В статье 1484 ГК РФ сказано:

3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Вы в своем вопросе пишите: изображен человек в кроссовках на кроссовках стоит галочка nike В такой ситуации возникает вероятность смешения. Именно об этом речь, а не о том что вы не пытаетесь поделать кроссовки.

Под смешением понимается одновременное присутствие на рынке нескольких брендов, которые воспринимаются как принадлежащие одному лицу.

Вам чтобы отклонить требование маркетплейса придется доказывать, что ваша продукция не имеет смешения с брендом Nike

Спросить

Требования правомерны, т.к. Вы используете бренд в своих целях.

Даже несмотря на то что не продаете именно кроссовки.

И не подделываете их.

Требования о штрафах за модерацию можно снизить.

Т.к. эта ответственность может быть признана чрезмерно высокой.

Судя по всему они решили это сделать принимая во внимание нормы ст. 1301 ГК РФ.

Спросить

Здравствуйте Шапошников

Давайте по порядку разберемся:

Природа деятельности маркетплейса заключается в том, что маркетплейс выступает "витриной" для товаров продавца – это означает, что продавцы самостоятельно формируют карточки товара, размещают информацию о нем, предлагают его к продаже, рекламируют, вводят его в гражданский оборот. А электронный ресурс как маркетплейс лишь администрирует, представляет пространство на сайте для размещения товара, предоставляет промо-и маркетинговые услуги и т. п., то есть фактически является информационным посредником. Данная поциция согласуется в Постановление Суда по интеллектуальным правам от 17 ноября 2022 г. № С 01-1906/2022 по делу № А 71-18514/2021.

Это своего рода онлайн-гипермаркет, где дистанционно ведется розничная продажа товаров разных продавцов как указано в Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2022 г. № 10 АП-23813/22 по делу № А 41-89461/2021.

___

При рассмотрении споров между предпринимателями и маркетплейсами суды, в первую очередь, обращают внимание на:

Условия договора – например, содержатся ли в оферте условия, предусматривающие возможность начисления штрафов продавцу, должны ли подтверждаться документально основания их назначения и т. п., есть ли предписания по поводу утилизации некачественного товара, в каком порядке осуществляется возврат нереализованного товара и т. д.

___

Как правило, применяются два стандартных механизма – FBO или FBS. При первом товар крупными партиями поставляется на маркетплейс, на него выставляются акты о приемке, в процессе реализации товаров потребителям регулярно (обычно – еженедельно) приходят отчеты о реализации, в которых указывается, какое количество товара было передано со складов маркетплейса покупателям и какое было возвращено ими обратно.

Второй механизм (FBS) предполагает, что товар не поставляется на склады маркетплейса партиями, а каждая единица товара направляется потребителю через пункты выдачи маркетплейса индивидуально. При этом, если потребитель не забирает товар или отказывается от него, товар перемещается на склад маркетплейса и далее реализуется по первому механизму (FBO).

___

Если нарушены исключительные права на товарный знак

Одним из самых распространенных нарушений при использовании интернет-площадок является нарушение исключительных прав на товарный знак – речь идет, например, о случаях, когда один продавец выкладывает товар, аналогичный товару другого продавца, используя при этом либо его наименование, либо фотографии и т. п., либо и то, и другое. Обычно иски, связанные со взысканием компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак, предъявляются напрямую к продавцам, нарушающим права правообладателей неправомерным использованием их товарных знаков. Но встречаются и дела, в которых ответчиком по таким искам выступает интернет-площадка – как в качестве единственного ответчика, так и совместно с другими.

www.garant.ru

___

Таким образом из вышесказанного следует:

1. Маркетплейс может вложить в оферту штраф за не соблюдение исключительных прав третьих лиц на продаваемый товар

2. В вашем случае: при судебном споре вам нужно доказать в суде свою непричастность к нарушению прав третьих лиц.

___

В силу п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ маркетплейс не несет ответственности за нарушение интеллектуальных прав третьими лицами. Поскольку информация размещается самими пользователями, последний не осведомлен о содержании такой информации, и вплоть до получения претензии маркетплейс не знает и не может знать о том, что какая-либо информация или материалы нарушают права иных лиц.

___

С уважением юрист Марьяна Николаевна

Спросить

В дополнение к ответу выше:

Так как карточка продажи формируется самим продавцом, то в случае получения претензии маркетплейс оградил себя от несения ответственности, включив в оферту штраф за нарушение исключительных прав третьих лиц продавцом при продаже товара.

___

Можно было бы не согласиться с суммой штрафа, но тут действует свобода выбора договора согласно ст.421 ГК РФ

___

Поэтому, если вы считаете, что ваши права ущемлены с учетом размещения товара никак не свянного с нарушением прав третьих лиц, то вы всегда сможете оспорить действия электронной площадки

Спросить

Здравствуйте.

Понятно, что маркетплейс может вводить различные штрафные санкции для Продавцов, которые нарушают законодательство. Это их право.

Вы приняли оферту, и её нужно соблюдать.

Согласно статье 438 ГК РФ акцепт определяется как ответная реакция адресата о принятии полученной оферты. Чтобы ее акцептовать, требуется полностью и безоговорочно согласиться с ее условиями.

_____

2. Если продаете товары под собственным брендом, зарегистрируйте товарный знак в Роспатенте — так вы закрепите за собой торговую марку и защитите себя от нарушения чужих прав.

Если вы заключили Договор с поставщиком, то получите письменное согласие правообладателя на использование товарного знака при реализации товаров другому юридическому лицу, ведь согласно статьи 1484 ГК РФ

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения

______

Всех благ Вам!

С уважением, Дарья Алексеевна

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Здравствуйте.

Не обязательно продавать кроссовки. Вы используете изображение чужого товарного знака. Кроме того, данный товарный знак зарегистрирован, как минимум, в пяти классах. В том числе, в классе 16. Это информация ФИПС, как раз. И Вы представили фото не до конца. Далее там указаны номера 14,16,28,41. Кстати, класс 28 - это спортивные товары. И по сложившейся практике к Вам могут быть претензии не только за незаконное использование самого товарного знака, но и за незаконное использование объекта, на котором этот товарный знак располагается.

Например, в ст.1252 ГК РФ указано:

Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Кроме того, согласно той же статье Кодекса:

Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

4. В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.1474 ГК РФ:

1. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".

Компания Найк Интернейшнл использует свое зарегистрированное фирменное наименование (или часть его) любым законным способом и вправе запретить его использование любым способом другим лицам.

В соответствии со ст.1484 ГК РФ:

1. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".

2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

И по поводу маркетплейса. Это информационный посредник. Смотрите ст.1253.1 ГК РФ. Например, в п.2 данной статьи указано:

Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

4. В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;...

А в пунктах 3 и 4 данной статьи указано:

3. Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:

1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;

2) он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети "Интернет", на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены законом.

4. К информационному посреднику, который в соответствии с настоящей статьей не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав (пункт 1 статьи 1250, пункт 1 статьи 1251, пункт 1 статьи 1252 настоящего Кодекса), не связанные с применением мер гражданско-правовой ответственности, в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней.

Конечно, учитывая данные положения, маркетплейс не будет так подставляться и брать на себя ответственность за Ваши незаконные действия по отношению к правообладателю. Поскольку научен горьким опытом из многочисленной судебной практики, когда к нему также предъявляют претензии правообладатели. И это сейчас очень распространенная схема.

С уважением.

Спросить

Согласно ст.1252 ГК РФ:

Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Согласно ст.1474 ГК РФ:

1. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".

Спросить

Юристы ОнЛайн: 73 из 47 429 Поиск Регистрация

PRO Россия
Юрист, стаж 18 лет онлайн
г.Калининград
Працко В.А.
4.8 25 196 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
495
Россия
Юрист онлайн
г.Краснодар
Юдаев В.В.
4.9 1 858 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
365
PRO Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Владикавказ
Абаева М.Н.
4.9 33 839 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
131
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Москва
Усольцев В.Н.
4.9 17 740 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
131
PRO Россия
Юрист, стаж 12 лет онлайн
г.Москва
Разина Д.А.
5 32 174 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
49
Россия
Юрист, стаж 30 лет онлайн
г.Красногорск
Струкова С.П.
5 638 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
401
Россия
Адвокат, стаж 24 лет онлайн
г.Москва
Панфилов А.Ф.
4.8 80 942 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
351
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Москва
Бычкова Н.В.
4.9 59 902 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
197
PRO Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Москва
Бабъяк С.В.
4.7 3 148 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
159
PRO Россия
Юрист, стаж 11 лет онлайн
г.Дубна
Суровцева Л.Р.
4.9 10 622 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
61
Россия
Юрист, стаж 7 лет онлайн
г.Краснодар
Напцок Т.Р.
4.9 336 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
56
Россия
Юрист, стаж 25 лет онлайн
г.Санкт-Петербург
Злотникова Л.Г.
4.9 31 577 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
125
Россия
Юрист, стаж 20 лет онлайн
г.Калининград
Мельник И.В.
4.2 11 755 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
162
PRO Россия
Юрист, стаж 18 лет онлайн
г.Пермь
Богачев А.О.
5 4 096 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
80
PRO Россия
Адвокат, стаж 6 лет онлайн
г.Волгоград
Болдырев В. С.
4.9 9 808 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
54
Россия
Юрист, стаж 28 лет онлайн
г.Красногорск
Степанов А.Е.
4.7 78 460 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
284
Россия
Юрист, стаж 14 лет онлайн
г.Севастополь
Чернецкий И.В.
4.7 40 510 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
266
Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Нижний Новгород
Горбунова И.В.
5 467 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
120
Россия
Адвокат, стаж 20 лет онлайн
г.Санкт-Петербург
Кадыров Р.О.
4.9 23 760 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
114
Россия
Юрист онлайн
г.Гаврилов-Ям
Коровин А.В.
4.9 186 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
108
Россия
Юрист, стаж 15 лет онлайн
г.Краснодар
Квон Д.В.
4.9 1 213 отзывов
Спросить
Отзывов за месяц
87
Россия
Адвокат, стаж 42 лет онлайн
г.Ростов-на-Дону
Долженко С.Г.
4.8 3 364 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
82
Россия
Адвокат, стаж 40 лет онлайн
г.Санкт-Петербург
Стрикун Г.В.
4.8 33 442 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
68
Россия
Юрист, стаж 35 лет онлайн
г.Кез
Коротаева О.М.
4.9 3 274 отзывa
Спросить
Отзывов за месяц
56
показать ещё