
Вправе ли я сейчас отказаться от отремонтированного телевизора?
В октябре приобрела телевизор, через месяц вернула в магазин. Хотела отказаться, но мне сказала, что что это сложная техника и подлежит не отказу, а гарантированному ремонту. После ремонта установлен брак производителя. Вправе ли я сейчас отказаться от отремонтированного телевизора? Спасибо.
Здравствуйте, Марина:
Постановлением Правительства РФ №924 от 10.11.2011г. утвержден действующий в настоящее время перечень технически сложных товаров. В пункте 10 данного Перечня действительно поименованы «Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления».
Данный Перечень разработан и введен в действие на основании прямого указания и полномочия Правительству РФ, предусмотренному последней частью пункта 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Вообще, данная категория («технически сложный товар») введена прежде всего с целью, которая раскрывается здесь же, а именно в пункте 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в которой указывается следующее:
«В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков».
Таким образом, принимая во внимание, что по условиям действия нормы некоторые затруднения у потребителя возникают именно спустя 15 дней после покупки, а Вы говорите, что в магазин с претензией обратились спустя 1 месяц то соответственно Ваш случай подпадает под действие данной нормы.
Соответственно Вы вправе отказаться от договора или заменить бракованный товар только в случае (а) существенности недостатков, (б) просрочки ремонта либо (в) невозможности использования телевизора по прямому назначению суммировано более 30 дней в течение года гарантии.
В соответствии с преамбулой Закона «О защите прав потребителей» под существенным недостатком товара (работы, услуги) понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В силу того, что вы заявляете, что потребительские свойства телевизора худо-бедно восстановлены, то скорее всего в данном случае речь по-крайней мере пока не идет о существенном недостатке.
Однако особый порядок возврата технически сложных товаров действует только в двух случаях. Это как мы уже указывали (1) отказ от исполнения договора купли-продажи и заявления требования о возврате уплаченной за такой товар суммы либо (2) предъявление требования о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Однако законодательство предоставляет потребителю иные полномочия и они остаются неприкасаемы вне зависимости от первоначальных характеристик товара (технически сложный или нет).
Право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 18 ФЗ "О защите прав потребителей" могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю.
Так, согласно упомянутой нормы статьи 503 (пункт 1) Гражданского кодекса покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:
замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
возмещения расходов на устранение недостатков товара.
В свою очередь правило пункта 1 статьи 18 ФЗ «О защите прав потребителей» устанавливает, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Что касается убытков, то в качестве примера приведем следующее положение. Согласно пункту 7 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.
Кроме того, согласно статье 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Выводы. Возвратить, Марина, Вам телевизор вряд ли удастся: по –крайней пока не выявилась существенность недостатка телевизора.
Однако вы вправе заявить продавцу требование о соразмерном уменьшении покупной цены, компенсации расходов на доставку и иного ущерба, а также морального вреда.
Под страхом разглашения проблем с продаваемыми товарами, иными репутационными потерями, Ваших возможных обращений с жалобами в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области и Прокуратуру, риску уплаты в госбюджет 50% штрафа от всех сумм, взысканных в вашу пользу - уверены продавец будет достаточно покладист.
И возможно поняв серьезность ваших намерений не только уценит товар, но и согласиться на расторжение договора.
В счет оплаты затраченным нами усилий на подготовку данного обоснованного мнения примем безналичный платеж в сумме 150 рублей.
Номер счета 40817810604010360013
Получатель: Максимов Максим Борисович
Банк получателя: ОАО «АЛЬФА-БАНК», г.Москва
БИК 044525593
К/с 301 018 102 000 000 005 93 в ОПЕРУ Московского ГТУ Банка России
ИНН 7728168971
ОГРН: 1027700067328
Платеж – доброволен.
С Новым 2013 годом!
С уважением,
Максимов М.Б.
СпроситьНижний Тагил - онлайн услуги юристов
