Помогите пожалуйста прокомментируйте ст 374 ТК. РФ. Кто может воспользоваться

Людмила
• г. Москва
Вопрос №79271

Помогите пожалуйста прокомментируйте ст 374 ТК. РФ. Кто может воспользоваться этой статьей? Кто входит в состав коллегиальных органов?

Ответы на вопрос:

Юрист г. Нижнекамск

Статья 374 ТК РФ. Гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденным от основной работы

1. Статья 27 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определяла способы защиты права на труд работников, являющихся членами профсоюзных органов.

Предоставление определенных гарантий работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов, основано на положениях Конвенции МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях". В соответствии с положениями данной Конвенции представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности в той мере, в какой они действуют в соответствии с существующим законодательством или коллективными договорами, или другими совместно согласованными условиями.

Представителям работников предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.

Важность предоставляемых гарантий состоит в том, что профсоюзные работники по роду своей деятельности должны противостоять работодателю, разъяснять другим работникам их права и обязанности, не допускать ущемления трудовых прав работников. Именно поэтому работодатели стремятся всячески избавиться от неудобных для них профсоюзных лидеров с тем, чтобы свернуть деятельность профсоюзной организации, свести ее активность к минимуму.

2. Следует отметить, что по сравнению с действующим законодательством объем гарантий, предоставлявшихся профсоюзным работникам, не освобожденным от основной работы, существенно снижен.

Трудовой кодекс (ст. 374) сохраняет положение об обязанности работодателя при расторжении с этими работниками трудовых договоров по их инициативе получить предварительное согласие соответствующего вышестоящего профсоюзного органа. Однако круг этих работников сокращен. Соответствующие гарантии предоставляются выборным работникам только коллегиальных профсоюзных органов. В связи с этим с профорганизаторами расторжение трудового договора по инициативе работодателя должно осуществляться на общих основаниях. Что касается коллегиальных профсоюзных органов, то соответствующими гарантиями будут пользоваться председатели (и их заместители) выборных профсоюзных органов только на уровне организации, ее структурных подразделений не ниже цеховых и приравненных к ним. На работников, избранных в состав многочисленных вышестоящих профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, дополнительные гарантии при расторжении с ними трудовых договоров не распространяются. Не предусмотрены также дополнительные гарантии для рядовых членов выборных профсоюзных органов организации, не освобожденных от основной работы.

Важно отметить, что предварительное согласие на увольнение руководителя выборного профсоюзного органа необходимо не во всех случаях, когда ставится вопрос о расторжении трудового договора по инициативе работодателя, а только: при сокращении штатов предприятия, при увольнении по признаку недостаточной квалификации и при неоднократном нарушении трудовых обязанностей (п. 2, подп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК).

При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК, т.е. с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

3. При применении ст. 373 ТК следует учитывать постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г.

Конституционный Суд в этом постановлении определил, что "согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения ст. 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющие гарантии свободного труда, корреспондируют положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: участвующие в данном Пакте государства, согласно пункту 1 его ст. 6, признают право на труд, включающее право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.

Положения ст. 37 Конституции Российской Федерации, обусловливая свободу трудового договора, право работника и работодателя посредством согласования воль устанавливать его условия и решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, вместе с тем выступают в качестве конституционно-правовой меры этой свободы, границы которой стороны не вправе нарушать. Поэтому, заключая трудовой договор, работодатель обязан обеспечить работнику условия труда в соответствии с указанными требованиями Конституции Российской Федерации, а работник - лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию, соблюдая действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Федеральный законодатель, регулируя вопросы возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, в целях обеспечения конституционной свободы трудового договора в силу статей 71 (пункт "в") и 72 (пункт "к" части 1) Конституции РФ правомочен предусматривать негативные правовые последствия невыполнения стороной принятых на себя обязательств по трудовому договору, адекватные степени нарушения прав и законных интересов другой стороны, в том числе условия расторжения трудового договора по инициативе одной из сторон. Однако при этом он должен учитывать и иные защищаемые Конституцией Российской Федерации социальные ценности.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (ст. 8) и закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 1, 2 ст. 35).

Указанные конституционные права предполагают наличие у работодателя (физического или юридического лица) ряда конкретных правомочий, позволяющих ему в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Поэтому, предусматривая в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантии трудовых прав, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения работника, законодатель не вправе устанавливать такие ограничения, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности. Иное противоречило бы положениям ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерными.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30). Из данной конституционной нормы во взаимосвязи со статьей 37 Конституции Российской Федерации вытекает обязанность государства обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами.

Поскольку свободное осуществление гражданами трудовой деятельности может быть затруднено в силу необходимости сочетания работы с выполнением этих значимых для государства и общества функций, законодатель вправе предусмотреть меру социальной защиты работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы. Установление для таких работников дополнительных гарантий, включая механизм эффективного контроля за правомерностью действий работодателя при их увольнении, имеет существенное значение для реализации права на создание профсоюзов как самостоятельных и независимых объединений трудящихся - одного из основных прав в демократическом правовом государстве.

Обязанность государства обеспечивать трудящимся надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда, права организаций трудящихся свободно избирать своих представителей, вытекает и из положений Конвенции МОТ N 87 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию (ст. 2 и 3), а также Конвенции МОТ N 98 1949 года относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров, согласно которой такая защита применяется, в частности, в отношении действий, имеющих целью "увольнять или любым другим способом наносить ущерб трудящемуся на том основании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности" (подпункт "б" пункта 2 ст. 1).

Таким образом, устанавливая дополнительные гарантии для работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, при увольнении их по инициативе работодателя, законодатель - в силу требований статей 1 (ч. 1), 7, 8 (ч. 1), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2), 30 (ч. 1), 34 (ч. 1), 35 (ч. 2), 37, 38 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации - должен обеспечивать баланс соответствующих конституционных прав и свобод, являющийся необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве, что составляет правовую основу справедливого согласования прав и интересов работников и работодателей как сторон в трудовом договоре и как участников социального партнерства".

4. Повторю, что увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2, подп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, за исключением случаев увольнения по п. 2 ст. 81 (сокращение численности или штата работников организации); подп. "б" п. 3 ст. 81 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатом аттестации); и п. 5 ст. 81 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч. 2), 37 (ч. 1), 46 (ч. 1) и 55 (ч. 3) часть вторая ст. 235 КЗоТ и п. 3 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в той части, в которой ими допускается без предварительного согласия соответствующих выборных профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случае совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.

5. Часть 3 ст. 374 ТК воспроизводит ч. 6 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Она предусматривает, что члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Вам помог ответ?ДаНет

Похожие вопросы

Вопрос №2107205

Ст.374 ТК РФ действует или признана неконституционной по п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ?

Елена
• г. Абакан
Вопрос №243215

В соответствии со ст. 374 ТК РФ увольнение по п. 5 ст. 81 ТК РФ зам. председателя профсоюзного органа предприятия, без согласия вышестоящего профсоюзного органа не допускается. В соответствии с Постановлением КС от 24.01.2002 г. данная норма признана не соответствующей Конституции. Необходимо ли согласие вышестоящего профсоюза при увольнении зам. председателя проф. Органа предприятия при увольнении по п. 5 ст. 81 ТК?

Вопрос №788312

Объясните, пожалуйста, разницу между ст.373 и 374 ТК РФ, т.е. "учет мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации" при сокращении председателя цехового комитета (неосвобожденный) и члена профсоюза.

Вопрос №831413

Согласно ст.374 ТК РФ администрация обратилась в вышестоящую профсоюзную организацию для получения согласия на сокращение председателя цехового комитета по п.2 ст.81 и получила мотивированный отказ. Может ли администрация все равно уволить работника или ей необходимо обратиться в суд?

• г. Поронайск
₽ VIP
Вопрос №14942748

Объясните, пожалуйста, разницу между единым представительным органом работников по заключению коллективного договора и представительным органом работников по коллективному трудовому спору. ТК РФ прочла, но запуталась. Если можно с разъяснениями. Спасибо.

Вопрос №18512945

Работаю в коммерческом банке, в магазине электроники на товар кредиты выдаю, в наше время понятно клиентопоток спал, и я не выполняю планы уже какой месяц, мне пригрозили увольнением, если я в этом месяце не подтянусь, но фактически это вряд ли получится, поселок маленький и так все аккредитованы... знаю что заявление на увольнение должна буду писать сама... вопрос: имею ли они право меня заставить написать заявление или что они могут предпринять чтоб меня уволить, ну короче, у чему мне готовится, как отстоять свои права, имею грамоты от работы благодарности, дипломы корпоративной учебы.

• г. Углегорск
Вопрос №10203794

У нас в клубе сторожем работает совместитель уже 6 лет. Только принят он на полную ставку. Знаю, что это нарушает ТК РФ. По какой статье его можно уволить? Нам не нужен сторож на 0,5 ставки.

• г. Курган
Вопрос №18513982

Принесли на проверку срочный трудовой договор. В п. 6 договора сказано "Настоящий договор вступает в силу 14.04.2020. Трудовой договор срочный (14.04.2020-13.04.2021)". Пункт 22 договора: "Настоящий трудовой договор прекращается по основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами". Ст. 79 Трудового кодекса говорит, что "Срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия". И я в общем-то настаиваю на том, что договор прекратил свое действие, поскольку никаких дополнительных соглашений, относительно продления сроков, к договору не представлено. Так же договор не содержит упоминания об автоматической пролонгации по истечении установленного срока действия. Сейчас почти середина июня, а работник продолжает работать по данному договору, утверждая, что "раз ни одна из сторон не расторгла его, соответственно автоматически договор стал бессрочным." Ссылаются на ст. 58 ТК РФ которая говорит следующее: "В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок". Не будет ли тут противоречия между ст. 58 и 79 и кто прав?

Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных и Правилами пользования сайтом.