Во-вторых, ГК РФ в п.2 ст.61 предусматривает исчерпывающие основания ликвидации юридического лица.
Соответствует ли на Ваш взгляд Конституции РФ и ГК РФ возможность применения ликвидации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.02, как санкции за непредоставление указанных в п.3 ст.26 Закона "О государственной регистрации юридических лиц" сведений о нем в орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц (МНС РФ)? Ведь, во-первых, указанное требование (носящее формальный характер), обращено к организациям, уже созданным и учрежденным в качестве юридических лиц, обладающим полной правоспособностью и действующим на законных основаниях. Тем самым государство препятствует свободной экономической деятельности юридических лиц и нарушает ст.ст.8, 30, 34 Конституции РФ. Во-вторых, ГК РФ в п.2 ст.61 предусматривает исчерпывающие основания ликвидации юридического лица. При этом указанная статья не предусматривает принудительную ликвидацию юридического лица как одно из возможных последствий нарушения порядка государственной регистрации юридического лица. В-третьих, регистрационные дела юридических лиц, зарегистрированных до 01.07.2002, как следует из п.2 приложения "Порядок и сроки передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших госрегистрацию юрлиц до введения в действие ФЗ" О госрегистрации юрилиц" к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 года №441, должны быть переданы в течение шести месяцев со дня введения ФЗ "О госрегистрации юрлиц" в управления МНС РФ органами, регистрировавшими юридические лица до 1.07.2002.
Уважаемый Андрей,
вопрос интересный, попробуйте задать его в Спор-клубе.
Последствия невыполнения требований Закона о предоставлении определенных сведений установлена ст. 26 Закона. Такое невыполнение является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
Это положение Закона полностью соответствует Конституции, поскольку данная норма не нарушает право на свободное использование гражданином своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (поскольку не лишает гражданина права такого использования), не лишает граждан права на объединение. При этом отсуствует ограничения свободы деятельности общественных организаций (поскольку устанавливается требование предоставления документов и достаточно большой срок для его выполнения). Более того, право граждан на объединение или на использование своих способностей может быть реализовано и после ликвидации организации.
Что касается соответствия Закона Гражданскому кодексу - такое соответствие не требуется. Положение ст. 3 Гражданского кодекса о том, что другие законы должны соответствовать ГК, не подлежит применению, как неоднократно указывал Конституционный Суд, поскольку противоречат ст. 76 Конституции, так как все федеральные законы (и в том числе ГК) обладают одинаковой юридической силой. В данном случае будет применяться Закон, который был принят позднее (lex posterior derogat prior - лат. "закон последующий отменяет предыдущий"). Кроме того, Закон является специальным по отношению к ГК, так как регулирует более узкий круг правоотношений (lex specialis derogat generalis).
Да и вообще возникают сомнения в том, что в данном случае не имеет место осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона (cт. 61 ГК). С искренним уважением,
Игумнов Н.М.
Спросить
