Экспедитор может разорится при первом же "косяке" нанятого им перевозчика?
Дано:
Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ, Статья 7. "Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза" звучит так: "Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. Произошедшими по вине экспедитора."
Также известно, что существует презумпция виновности экспедитора (п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, согласно которому экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи грузополучателю, указанному в договоре, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело).
Вопрос:
Значит ли это, что классический экспедитор (под этим понимаем компанию, которая приняла на себя ответственность и право владения грузом заказчика, выдав отправителю Экспедиторскую расписку, и далее передавшая груз перевозчику для доставки получателю, на основании заключенного с ним договора перевозки груза), в 99% случаев (под случаями понимаем утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком), будет обязан оплатить заказчику сумму упущенной выгоды, которую тот ему предъявит, и размер этой суммы практически ничем не ограничен?
Здравствуйте. Все зависит от условий договора с экспедитором. Размер упущенной выгоды и убытков должен быть подтверждён
СпроситьСпасибо, за ответ.
Ну вот допустим,
заказчик приобрел товар, телекоммуникационное оборудование (вес маленький, объем маленький, а стоит дорого), для продажи, и дал поручение экспедитору доставить его от поставщика, на свой склад. Ценность перевозки не объявлялась.
Экспедитор нанял перевозчика, газель по Москве, за 5000 р без НДС, и выставил счет Заказчику на 8000 р с НДС. (обычные рыночные расценки)
Экспедитор присутствовал при получении груза, осмотрел коробки, принял их, составил экспедиторскую расписку и вручил ее отправителю. Организовал погрузку груза в нанятую машину, опломбировал кузов.
В процессе перевозки газель попала в ДТП (газель правил не нарушала, но в нее врезался другой автомобиль, газель раскрутило, ее дверцы распахнулись, коробки вылетели на дорогу, и были разбиты и подавлены другими автомобилями).
Сотрудник ГИБДД признал газель перевозчика потерпевшей стороной.
Для возмещения ущерба, экспедитор запросил у заказчика документы, подтверждающие сумму причиненного убытка, и оказалось, что заказчик приобрел товар за 5 млн. руб.
Экспедитор подал претензию к перевозчику на 5 млн руб. (тот готов возместить)
А заказчик подает к экспедитору претензию на:
1) 5 млн руб. - прямой ущерб
2) возврат вознаграждения экспедитора 2000 р в т.ч. НДС
(оплаченный счет 8000 р с НДС - 5000 р без НДС = 2000 р с НДС вознаграждение экспедитора)
3) 5 млн руб. - упущенная выгода.
(в доказательство упущенной выгоды, приводится рыночная стоимость 1 единицы утраченного телекоммуникационного оборудования в Москве, что при умножении на количество утраченного составляет 10 млн. руб. Иными словами, заказчик собирался получить 10 млн руб. от реализации этого товара в Московском регионе, приобретя его за 5 млн.)
В итоге выходит:
- экспедитор, со своей стороны, выполнил свою работу по организации доставки четко и без ошибок (технически). но вознаграждения за работу лишился, из-за ДТП, которое в теории мог предвидеть, но не мог предотвратить.
- экспедитор получит от перевозчика 5 млн. р. за утраченный груз, и перечислит его заказчику.
- экспедитор получит от перевозчика 5000 р без НДС возврат провозной платы, и перечислит 2000 р с НДС заказчику возврат вознаграждения экспедитора.
(тут, как ни странно, у экспедитора останется 3000 р, от понесенных затрат на организацию доставки)
- экспедитор будет обязан перечислить заказчику 5 млн. руб., если найдет где их взять, или объявить себя банкротом.
Правильно же я считаю?
В данном примере, экспедитор же не имеет права нести ответственность перед заказчиком на тех же условиях, по которым перевозчик несет ответственность перед экспедитором?
Спросить