Недействительные условия договора, ограничивающие права потребителя и требования о ненадлежащем качестве товара

• г. Хельсинки

Условия договора, ущемляющие права потребителя, в том числе ограничивающие его право предъявлять требования о ненадлежащем качества товара, можно признать недействительными?

Читать ответы (2)
Ответы на вопрос (2):

Денис Алексеевич, мы консультирует по законодательству РФ, а как видно из надписи, вы у нас из Финляндии?

Спросить

В соответствии с пунктом 1 статьи 502 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

Статьей 503 этого же кодекса установлено, что покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара (пункт 1).

В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 3).

Правила, предусмотренные данной статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное (пункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По смыслу приведенных выше норм права в их совокупности, требования об обмене, замене или возврате товара могут быть предъявлены потребителем, в частности, в магазине или ином торговом объекте по месту покупки товара. Такие требования могут быть предъявлены продавцу как устно, так и письменно, в том числе путем направления почтой.

К письменным обращениям потребителя подлежат применению положения статьи 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. В целях реализации прав потребителей пунктом 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Согласно пункту 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, действующих на момент покупки истцом товаров у ответчика, информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Согласно пункту 4 статьи 13 этого же закона изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом, а в соответствии с пунктом 1 статьи 16 этого же закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Таким образом, условия договора, ущемляющие права потребителя, в том числе ограничивающие его право предъявлять требования о ненадлежащем качества товара, в силу Закона о защите прав потребителя являются недействительными.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7
Александр
28.12.2016, 15:24

Как определить исковую давность по иску о защите прав потребителей при ненадлежащем качестве работы по договору подряда?

Не понятно с какого момента исчисляется исковая давность по иску о защите прав потребителей о ненадлежащем качестве работы по договору подряда? В ст.29 ЗоЗПП установлено что в течении 2-х лет можно с претензией обратиться а ст.725 ГК что 1 год. Как понять?
Читать ответы (1)
Галина
15.06.2014, 22:07

Защита прав покупателя при продаже товаров ненадлежащего качества в соответствии с действующим законодательством.\n2.

По заключенному договору поставки Поставщик передал Покупателю (магазину) товары, предназначенные для реализации в розницу. Один из указанных товаров, оказавшийся ненадлежащего качества, был возвращен потребителем в магазин. В связи с этим, Покупатель потребовал от Поставщика замены указанного товара и обосновал, что недостаток товара возник до заключения договора поставки. Поскольку, Поставщик в удовлетворении требований Покупателя отказал, сославшись на отсутствие в договоре поставки условия о гарантийном сроке, Покупатель обратился в арбитражный суд с иском о понуждении Поставщика заменить товар ненадлежащего качества. Вопросы: 1. Как действующее законодательство регулирует вопросы защиты прав покупателя при продаже товаров ненадлежащего качества? 2. Оцените доводы сторон. 3. Какое решение примет суд по данному делу?
Читать ответы (1)
Руслан
27.01.2014, 13:22

Как правильно считать 10 дней для удовлетворения требований потребителя о возврате денег за товар ненадлежащего качества?

Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя предусматривает 10 дней на возврат денег за товар ненадлежащего качества со дня предъявления соответствующего требования. Как правильно считать 10 дней: включая день предъявления требования или начиная с дня следющего за днем когда было предявлено требование? Спасибо.
Читать ответы (1)
Мария Робски
28.05.2013, 22:40

Статья 29 озпп предусматривает ли при возврате товара ненадлежащего качества, возврат уплаченной за товар денежной суммы? Спасибо.

Статья 29 озпп предусматривает ли при возврате товара ненадлежащего качества, возврат уплаченной за товар денежной суммы? Спасибо.
Читать ответы (1)
Иван
23.11.2021, 10:58

Наказание за ограничивающие права потребителя условия в договоре купли-продажи - гражданский иск и ответственность.

Положено ли какое ли наказание за наличие ограничивающих права потребителя условий договора купли продажи в рамках гражданского иска о защите прав потребителей? Или можно спокойно писать какие угодно условия в договоре и нарушать права потребителя и суд за это к ответственности не привлечет?
Читать ответы (4)
Илья
14.12.2011, 10:32

Возврат товара ненадлежащего качества без фирменной упаковки - права и обязанности магазина

Купил товар (блок питания для компьютера) в магазине. Товар оказался ненадлежащего качества (с дефектом, который признал сам производитель и официально заявил что блоки питания с таким дефектом подлежат замене). Гарантия на товар - 7 лет. (Покупал товар пол года назад). Теперь собираюсь вернуть деньги за товар ненадлежащего качества. Собираюсь нести блок в магазин. Проблема в том, что я выбросил упаковку (коробку) и блок в магазин могу принести только в пакете или в коробке, допустим от утюга. Вопрос: Обязан ли магазин принять у меня товар ненадлежащего качества без коробки (фирменной упаковки) или в упаковке от совершенно другого товара (желательно с сылками на статьи закона)? Спасибо.
Читать ответы (1)
Ярослав
17.09.2014, 21:13

Возмещение разницы в цене при возврате товара ненадлежащего качества - понятие и правила применения статьи 24 ЗоЗПП

Разъясните мне пож-та 4 пункт ст. 24 ЗоЗПП, который гласит: При вoзвpaтe тoвapa нeнaдлeжaщeгo кaчecтвa потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения. Правильно ли я ее понимаю: если товар был куплен за 3000 р. 1.01.2014, а на дату возврата он стоит уже 1000 р. (т.е. гораздо меньше), то по данному пункту я имею право требовать возврата суммы равной 3000 р., а не той, которая установлена магазином на дату возврата?
Читать ответы (1)
Екатерина
31.08.2013, 22:51

Нарушение прав потребителя - когда и как можно расторгнуть договор и вернуть деньги при ненадлежащем качестве товара?

После трех месяцев использования в планшете обнаружились недостатки (не заряжается, гаснет экран). В салоне DNS (где была совершена покупка) отправили в сервисный центр для гарантийного ремонта. На руках есть квитанция, где указана дата сдачи 29.06.13 и предельный срок ремонта 45 дней. На сегодняшний день планшет находится в ремонте (прошло 62 дня). Правильно ли будет обратиться к продавцу DNS с претензией для расторжения договора и требованием возврата денег? Обязан ли продавец вернуть деньги и самостоятельно разбираться с сервисом, забирать у них планшет и т.д.? Что делать если за срок, указанный в претензии, для возврата мне уплаченной суммы планшет все-таки отремонтируют, имею ли я право настаивать на расторжении договора? Как все это правильно оформить, если в сервисе работают сотрудники, которые никогда не дадут никаких актов, ничего не подпишут и не зафиксируют, им вообще на правила торговли все равно. Заранее спасибо за подробный ответ.
Читать ответы (1)
Татьяна Владимировна
27.02.2023, 19:44

Рассмотрение иска о взыскании неустойки за нарушение сроков для удовлетворения требований потребителя при продаже

Примет ли суд иск о взыскании неустойки в связи с нарушением сроков для удовлетворения требований потребителя при продаже товара ненадлежащего качества с расчетом периода со дня ее течения по день подачи иска в суд включительно и просьбой о взыскании неустойки по день фактического исполнения обязательства ответчиком?
Читать ответы (3)
Алексей
27.01.2014, 16:14

Закупка товара ненадлежащего качества - какими мерами можно ответить организации, поставляющей сомнительный товар?

Наша организация закупает товар у другой организации. На протяжении 2 лет поставляет товар сомнительного качества, неоднократно направлялись претензии в их адрес, но они бесплатно меняли товар. Что можно потребовать от них за систематическое поставку товара ненадлежащего качества?
Читать ответы (1)
Алик
06.06.2011, 21:09

Однако, согласно Закону О защите прав потребителей, товар ненадлежащего качества можно вернуть.

Я продаю товары из Китая. Потребителям при покупке сообщаю о месте изготовления данного товара, и о возможных повреждениях во время эксплуатации. Поэтому недовольных клиентов нет. Однако, согласно Закону О защите прав потребителей, товар ненадлежащего качества можно вернуть. В связи с этим вопрос, можно ли в письменной форме обговорить с покупателем сроки возврата товара по истечению которого претензии к качеству товара не принимаются.
Читать ответы (1)
Вячеслав
05.02.2019, 21:42

Как защитить свои права при ненадлежащем качестве товара в интернет-магазине и кому следует обратиться

Сайт интернет магазина принадлежит одному юридическому лицу, товар мне был передан через другое лицо. К кому я должен предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством товара. И на основании какой статьи ЗЗПП?
Читать ответы (1)
Владимир
16.01.2015, 20:45

Возможные требования потребителя при ненадлежащем качестве услуг страховщика

Имеются три стороны - страховщик (исполнитель), страхователь (заказчик) и застрахованное лицо (потребитель). В случае ненадлежащего качества услуг: 1) При том, что плательщиком страховых платежей является заказчик (а не потребитель), может ли потребитель требовать каких либо возмещений помимо морального ущерба (разумеется через суд), не беспокоя при этом заказчика (как правило работодателя)? 2) Если остается только моральный ущерб, из судебной практики, напрямую (без предъявления требований исполнителю об устранении недостатков услуги) это безперспективно? Может кто либо подсказать оптимальный вариант в такой ситуации?
Читать ответы (1)
Leks
11.09.2020, 13:23

Вопросы гарантийного обслуживания и замены ненадлежащего товара - права потребителя и возможности производителя.

Вопрос о гарантийном обслуживании или замене товара ненадлежащего качества. Новый электроприбор перестал работать, и был сдан с гарантийным талоном с печатью и датой продажи в СЦ.СЦ сообщил что производитель отказал в гарантийном ремонте в связи неремонтопригодностью и посылают в магазин для обмена или возврата. Насколько я знаю согласно ст 18 ЗОЗПП потребитель может сам выбирать способ устранения недостатков. Могу ли я потребовать от производителя произвести замену прибора через этот же СЦ без обращения в магазин. У них есть внутренняя связь, при моем обращении через обратную связь для потребителей не отвечают.
Читать ответы (2)
Юрий
13.01.2017, 18:12

Адресаты претензии о ненадлежащем качестве товара и требованием возврата денег при ответственности производителя

Кому направлять претензию о ненадлежащем качестве товара и требованием возврата денег, если виновником является производитель, а товар я покупал у его дилера?
Читать ответы (3)
Светлана Абдулова
06.08.2010, 16:18

Как правильно подать претензию о ненадлежащем качестве товара - почтовое заказное письмо или уведомление о вручении?

Помогите пожайлусто разобраться: Притензию в магазин о ненадлежащем качестве товара можно подать через почту заказным письмом с уведовлением о врученнии? Я правильно понимаю? И какя дата будет в данном случае главной-дата отправки по почтовому штампу или дата непосредственного получения письма магазином-эта дата, как я понимаю, должна быть указана в уведомлении?
Читать ответы (1)
Кристина
19.06.2016, 16:22

Запрос образца заявления об увеличении исковых требований в суде по делу о ненадлежащем качестве товара (телефона)

Не могли бы Вы мне вышлить образец написания заявления об увеличении исковых требований. Дело в том, у меня суд по делу: ненадлежащее качество товара (телефон), я еще дополнительно приобщила к делу материалы экспертизы и + неустойка, как грамотно написать заявление?
Читать ответы (1)