Закупки по 44-фз
199₽ VIP
Здравствуйте Мария
По требованиям № 44-ФЗ при расторжении контракта по соглашению сторон опыт выполнения контракта может быть засчитан, но есть нюансы.
Согласно статье 103 закона 44-ФЗ, расторжение контракта по соглашению сторон обязательно вносится в реестр контрактов и для этого учитываются все исполненные обязательства по контракту.
Иными словами, если подрядчик исполнил часть работ до расторжения, то по общему правилу эта часть может быть засчитана в опыт.
Но есть оговорка: засчитывается только тот объем выполненных и принятых заказчиком обязательств, который зафиксирован в документах. Завершение работ оформлено должным образом и не имеет спорных моментов относительно их качества и объема.
При этом надо учитывать, что отсутствие необходимости в оставшихся работах, как вы описали, не является отрицательным фактором и не влияет на качество уже исполненной части обязательств.
Следовательно, если объем работ и сумма, предусмотренные в контракте и выполненные на момент расторжения, подтверждены актами, эта часть может быть учтена в будущем опыте подрядчика при участии в закупках.
СпроситьЗдравствуйте!
Мария, расторгнутый по соглашению сторон контракт в рамках 44-ФЗ возможно засчитать в опыт для последующих закупок.
P.S. Расторжение контракта по соглашению сторон, обусловленное его исполнением и нецелесообразностью продолжения работ, свидетельствует об исполнении контракта на сумму прекращённого обязательства.
СпроситьИмеется Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 23.09.2024) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", которое устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Есть Письмо Минфина России от 20 июня 2023 г. № 24-06-07/57019 “О рассмотрении обращения”
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом запрещается совершение любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Указанные положения Закона N 44-ФЗ направлены на повышение эффективности осуществления закупок путем предоставления возможности более широкому кругу лиц принимать участие в закупках, а также быть поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается заказчиком в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением N 2604 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" регулируется разделом V Положения.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, такой показатель оценки как "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Согласно подпункту "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению устанавливаются:
предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Таким образом, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" в отношении показателя "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", участником закупки может быть предоставлен любой договор (договоры) сопоставимого характера и объема с предметом планируемой закупки.
С учетом того, что перечень документов, установленный подпунктом "в" пункта 28 Положения, подтверждающий наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, не является исчерпывающим, заказчик вправе установить требование о предоставлении участниками закупки помимо договоров и актов, предусмотренных абзацем третьим данного подпункта, дополнительных документов, подтверждающих исполнение указанных договоров.
При этом установление заказчиком требования о предоставлении участниками закупки дополнительных документов не должно приводить к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "д" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
С учетом изложенного, в целях оценки заявок участников закупки по показателю оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства любые гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
При этом согласно подпункту "е" пункта 28 Положения к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" указанного пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Обращаем внимание, что указанными положениями не предусмотрено предоставление участником закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме информации о номере реестровой записи из соответствующего реестра вместо документов, предусмотренных Положением.
Учитывая изложенное, предоставление участником закупки информации о номере реестровой записи из соответствующего реестра вместо документов, предусмотренных Положением, по мнению Департамента, может привести к ограничению числа участников закупки и, как следствие, к снижению эффективности осуществления закупок в связи с тем, что участниками закупки с целью подтверждения своего опыта могут быть предоставлены любые исполненные гражданско-правовые договоры, а не только заключенные и исполненные в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ, по которым законодательством Российской Федерации могут быть не предусмотрены соответствующие реестры, а также с учетом того, что размещение на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений об исполнении договоров, заключенных в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ, не применимо для указанных договоров, исключая их общедоступность, указанное в обращении предложение Департаментом не поддерживается.
В данном Письме Минфин указал, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" в отношении показателя "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" участник может представить любой договор (любые договоры) сопоставимого характера и объема с предметом планируемой закупки. Заказчик вправе установить требование о представлении дополнительных документов, подтверждающих исполнение указанных договоров, однако это не должно приводить к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Часто контракты не исполняют на всю сумму и расторгают их без претензий по соглашению сторон, например из-за нецелесообразности продолжения работ. Заказчики могут посчитать, что такой контракт не исполнили, а значит, он не подойдет для закупки с доптребованиями.
На этот счет у региональных Управлений ФАС РФ нет однозначной позиции.
К примеру ,Башкортостанское, Ростовское, Рязанское УФАС решили: такой
расторгнутый контракт можно учитывать для оценки, если в нем хватает суммы фактически исполненных обязательств.
ФАС, Дагестанское, Воронежское, Ставропольское УФАС посчитали: опыт нельзя подтвердить несколькими договорами. Для этого подойдет лишь 1 исполненный договор на нужную сумму.
Если среди региональных Управлений УФАС нет единой точки зрения относительно подтверждения опыта ,то тем более юристы не могут однозначно ответить на ваш вопрос
СпроситьДобрый день! Да, расторгнутый по соглашению сторон контракт по 44-ФЗ можно засчитать в опыт для последующих закупок.
Это следует из определения ВС РФ от 16 марта 2022 года №310-ЭС22-1145, в котором говорится, что расторжение контракта по соглашению сторон из-за исполнения и нецелесообразности продолжения работ на сумму прекращённого обязательства свидетельствует об исполнении контракта.
При этом для подтверждения опыта можно использовать только заключённый и исполненный контракт или договор. Если контракт расторгнут в одностороннем порядке, то его статус характеризуется как неисполненный.
СпроситьСогласно статье 103 Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе, расторжение контракта может происходить по соглашению сторон. В случае расторжения контракта, все исполненные обязательства должны быть отражены в реестре контрактов, и этот факт будет иметь значение при учете опыта подрядчика.
Учет исполненных обязательств
если подрядчик исполнил часть работ до момента расторжения контракта, эта часть может быть учтена в его опыте. Однако при этом необходимо учитывать несколько важных аспектов:
- Документальное подтверждение: Для того чтобы засчитать выполненные обязательства в опыт, необходимо, чтобы все работы были оформлены должным образом и подтверждены актами приемки работ. Это может быть акт выполненных работ или иные документы, которые фиксируют объем работ, их качество и принятие их заказчиком.
- Часть работ, выполненная и принятая: Засчитывается в опыт только та часть работ, которая была фактически выполнена и принята заказчиком. Поэтому, если есть оформленные акты о выполнении определенного объема работ, это подтверждает наличие опыта.
Отсутствие необходимости в оставшихся работах
Отсутствие необходимости выполнения оставшихся работ, как это указано в вашем вопросе, не является негативным фактором для уже выполненной части обязательств. Заключение контракта и его расторжение в данном случае фиксируют, что работы были выполнены, и если заказчик подтвердил их качество, это позволяет учесть их в общем опыте подрядчика.
Рекомендации
Для того чтобы минимизировать риски и обеспечить возможность учета опыта:
- Убедитесь, что все выполненные работы документально зафиксированы и приняты заказчиком.
- Сохраняйте все акты и документы, касающиеся выполненных
СпроситьС 1 января 2022 года в системе закупок действует постановление правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, которое устанавливает правила регулирования при применении универсальной и специальной предквалификаций.
Постановление определяет, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию как в рамках универсальной предквалификации (подпункт «в» пункта 4), так и в специальной предквалификации (абзац четвертый подпункта «б» пункта 3) является заключенный и исполненный контракт или договор.
Это значит, что в качестве подтверждения опыта нельзя представлять незавершенный контракт или контракт, который еще исполняется.
При этом в тексте постановления не определено, можно ли использовать расторгнутые контракты. Некоторое замешательство внесло письмо Минфина России от 1 сентября 2022 г. № 24-06-06/85201, которое, однако, четко не определило, может ли расторгнутый контракт использоваться в качестве подтверждения опыта и будет ли он считаться исполненным.
Следует отметить, что многое зависит от вида расторжения: если это будет расторгнутый в одностороннем порядке контракт, то его статус характеризуется как неисполненный.
В то же время если контракт расторгнут по соглашению сторон, то таким контрактом можно подтвердить опыт.
Эта позиция базируется на нескольких источниках:
• Практика предыдущего постановления правительства РФ от 04.02.2015 № 99 предполагала возможность использования таких контрактов в качестве опыта. См., например, решение ФАС России от 07.09.2020 по делу № 20/44/105/1521
• Определение ВС РФ от 16 марта 2022 г. № 310-ЭС22-1145, которое гласит, что «расторжение поименованного муниципального контракта по соглашению сторон обусловлено его исполнением и нецелесообразностью продолжения работ на сумму прекращенного обязательства, что свидетельствует об исполнении контракта, выполненные обществом работы соответствуют требованиям контракта и приняты без замечаний со стороны заказчика. В этой связи судами сделан вывод об отсутствии у аукционной комиссии и управления оснований полагать, что расторжение контракта явилось следствием недобросовестного поведения общества
СпроситьЗдравствуйте!
При расторжении контракта по соглашению сторон, важно учитывать положения статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, который регулирует порядок внесения данных о выполненных обязательствах в реестр контрактов.
Если подрядчик выполнил часть работ, и они были приняты заказчиком и документально подтверждены (например, актами выполненных работ), то этот объем работ может быть засчитан в качестве опыта для последующего участия в закупках.
Однако стоит обратить внимание, что для учета этих данных работы должны быть завершены и оформлены надлежащим образом, без споров о качестве или объеме.
Спросить