Куда можно пожаловаться на недопустимое поведение судьи во время судебных заседаний?
Куда можно пожаловаться на недопустимое поведение судьи во время судебных заседаний? Кричал на подсудимую, свидетелей, стучал кулаком по столу (неоднократно), в хамской манере задавал свидетелям вопросы (вне зависимости от их возраста), унижая их достоинство и т.д. Иногда создавалось впечатление, что он просто психически ненормален. На жалобу, написанную в квалификационную коллегию судей, получила ответ, что они этим не занимаются. Куда еще жаловаться?
Где можно прочитать о ККС и их полномочиях?
С уважением,
Наталья.
Отвечаю Вам на первый вопрос :Именно ККС и рассматривает жалобы на действия судей....Но, сами понимаете: ворон ворону...Жалуйтесь дальше!
Вот образец реальной жалобы (а после жалобы, ниже, я привожу Вам Постановление о ККС):
Председателю
Высшей квалификационной коллегии
судей Российской Федерации
г-ну Кузнецову В.В.
121069, г.Москва, ул.Поварская,15
на №ВКК-6862/02 от 20 января 2003 года
ПОВТОРНАЯ ЖАЛОБА
На действия членов
Высшей квалификационной коллегии
Судей Российской Федерации
Я.Я.Макарова и И.В.Калинина
по жалобам защитника в интересах
Левского А.А.
Уважаемый Валентин Васильевич!
Обратиться непосредственно к Вам побуждает нарушение закона со стороны судей кассационной инстанции по делу Левского Александра Александровича, а также продолжающееся неделовое отношение к жалобам защитника по поводу этих нарушений, со стороны членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ВКК) Я.Я.Макарова и И.В.Калинина.
В частности, мной неоднократно направлялись адресованные в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации жалобы в интересах Левского А.А. на неправомерное оглашение военными судьями Судебной коллегии по уголовным делам Московского окружного военного суда только резолютивных частей определений кассационной инстанции.
В жалобах имелась ссылка на прецедент, когда Квалификационная коллегия судей города Москвы признала грубым нарушением неполное оглашение приговора судьей Мосгорсуда Пашиным (эти данные опубликованы в Бюллетене Верховного Суда РФ, на который в моих жалобах приводилась ссылка). Опираясь на этот прецедент, а также на анализ фактических обстоятельств и действующего законодательства, я и ставил вопрос о привлечении военных судей Московского окружного военного суда, допускающих нарушение закона, к дисциплинарной ответственности.
Вместо законного разрешения моих жалоб непосредственно полномочными лицами Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации, я дважды получил отписки со стороны членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ Я.Я.Макарова и И.В.Калинина. Первый из названных лиц неправомерно направил мои жалобы, в которых содержалась просьба о привлечении военных судей к дисциплинарной ответственности, для рассмотрения и сообщения о результатах мне ... Председателю Московского окружного военного суда. Второе лицо неправомерно сообщило защитнику о том, будто его письмо «направлено председателю Московского окружного военного суда в строгом соответствии с законом».
Полагаю, что оба указанных члена ВКК поступили неправомерно.
Председателю Московского окружного военного суда по закону можно было направить адресованную в Высшую квалификационную коллегию жалобу гражданина только для проверки, но никак ни для решения вопроса по существу о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.
Об этом прямо сказано в статье 22 Федерального закона Российской Федерации «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», согласно части 2 которой «…Жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей от органов и должностных лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также от граждан, проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда…».
Председатель окружного военного суда, в свою очередь, не вправе отвечать гражданину о том, что оснований-де, «для привлечения к дисциплинарной ответственности судьи не имеется». Вопрос о наличии таких оснований, а также о фактическом привлечении к дисциплинарной ответственности военных судей окружного военного суда, может решить только и исключительно Высшая квалификационная коллегия судей. Об этом прямо сказано в пункте 8 статьи 17 упомянутого Федерального закона, согласно которому Высшая квалификационная коллегия судей:
«налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка».
Что касается проверки изложенных гражданином сведений о неправомерных действиях судьи, составляющих состав дисциплинарного проступка, то помимо проверочных действий с целью установления соответствия приведенных заявителем сведений фактическим обстоятельствам, квалификационная коллегия вправе и сама провести дополнительную проверку. Об этом прямо сказано в части 1 статьи 22 названного закона:
«Квалификационная коллегия судей в пределах своих полномочий может провести дополнительную проверку представленных материалов, запросить дополнительные материалы и заслушать объяснения
соответствующих лиц об обстоятельствах совершения судьей дисциплинарного проступка».
Члены Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации Я.Я.Макаров и И.В.Калинин, вступив в переписку с адвокатом, не знать об этих законных требованиях не могли...
Как представляется, такое неправильное отношение к жалобам защитника является, по крайней мере, неадекватным важности поднимаемой проблемы.
Конечно, Председатель окружного военного суда может не поверить доводам адвоката и, защищая честь мундира, отписаться в том смысле, что защитник будто бы лжет и оговаривает судей, которые на самом деле день и ночь пишут свои определения в совещательной комнате и оглашают их потом от «А» до «Я» по выходу в зал судебного заседания.
Но это же не так. Направьте своих эмиссаров инкогнито на заседания кассационных инстанций в Московский окружной военный суд или, к примеру, в Мосгорсуд. Объективные проверяющие Вам гарантированно доложат, что оглашается повсеместно только решение: «Оставить жалобу без удовлетворения, а постановление (приговор) без изменения». Что касается определений в целом, то они дописываются вне совещательной комнаты, в удобное для судей время. Да и без специальной проверки Вы-то об этом и сами хорошо знаете. Беда в том, что об этом знают все, но ничего не делают, чтобы пресечь, наконец, нарушение закона и ущемление прав лиц, которых непосредственно касаются кассационные определения.
В конечном итоге можно было бы добиться внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство и предоставить судам в уголовном процессе возможность на законном основании оглашать только резолютивные части приговоров и кассационных определений, как это предусмотрено в гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве, которыми допускается лишь частиное оглашение принятых судебных решений. Однако пока этого не произошло, закон-то надо соблюдать! И почему я, адвокат, должен быть озабочен этим больше, чем кто-либо?
По-существу, есть все основания констатировать, что работа в кассационной инстанции судьями превращена в синекуру. Особенно это наглядно можно наблюдать в Московском окружном военном суде, где объем работы бесспорно меньше, чем в территориальных судах, где каждый кассационный день несколькими составами рассматривается 4-5 дел, из которых сложных бывает 2-3 в... год! Еще бы, почему и не служить... Только при этом забывается, что столь большое военное учреждение, личный состав которого состоит приемущественно из старших и высших офицеров, содержится на средства налогоплательщиков, которые и по этой причине вправе рассчитывать на законное к ним отношение.
Если для судей (военных судей) кажутся обременительными требования закона, то пусть меняют место работы (службы) на то, где соблюдение закона не столь важно...
В этой же связи не может не вызвать недоумение и отношение Я.Я.Макарова и И.В.Калинина к моим жалобам. Не хочется верить, что это Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, на «поручение» которой сослались эти члены коллегии, распорядилась направить мои жалобы о привлечении судей к дисциплинарной ответственности с просьбой сообщить заявителю о принятом решении... неполномочному по закону разрешить ее должностному лицу- Председателю Московского окружного военного суда.
Вероятно, это просто недоразумение, которое я прошу устранить, наконец, и принять меры к надлежащему рассмотрению моих жалоб.
Свою адресованную Вам просьбу по поводу обеспечения надлежащего рассмотрения моих жалоб о привлечении военных судей к дисциплинарной ответственности, основываю на требованиях упомянутого закона, согласно части 2 статьи 22 которого жалобы, поступившие от граждан, могут проверяться квалификационной коллегией судей самостоятельно.
Кроме того, при этом принимаю во внимание пункты б), ж) части 1 статьи 8 Регламента Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, утвержденного V Всероссийским съездом судей 29 ноября 2000 года, согласно которым Председатель Высшей квалификационной коллегии судей «организует работу Высшей квалификационной коллегии и Президиума Высшей квалификационной коллегии»;
«поручает членам Высшей квалификационной коллегии и другим лицам, указанным в п. 3 статьи 11 настоящего Регламента, проведение проверки по поступившим жалобам и представлениям».
Наконец, при обращении к Вам учитываю также и требования, содержащиеся в части 2 статьи 11 Регламента, согласно которой «Президиум Высшей квалификационной коллегии принимает решение о вынесении на рассмотрение Высшей квалификационной коллегии поступившие предложения и обращения о совершении судьей поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умоляющего авторитет судебной власти, а также о нарушении им Кодекса чести судьи при наличии в материалах сведений, подтверждающих указанные обстоятельства».
Изложенное свидетельствует о том, что Президиум ВКК по Вашей инициативе вправе использовать для возбуждения дисциплинарного производства и соответствующие жалобы граждан при наличии подтвержденных проверкой, в том числе проведенной и Высшей квалификационной коллегией, сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка.
Что касается Председателя Московского окружного военного суда, то, повторюсь, никакими полномочиями по решению вопроса о привлечении военных судей к дисциплинарной ответственности, он не обладает, направлять этому должностному лицу для разрешения по существу жалобы, в которых содержится просьба о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, по закону нельзя.
Такое направление равнозначно направлению прокурору жалобы с просьбой вынести кому-либо обвинительный приговор...
Между тем такой приговор, как известно, может вынести только суд.
При указанных обстоятельствах утверждение члена Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации И.В.Калинина о том, что письмо адвоката «направлено председателю Московского окружного военного суда в строгом соответствии с законом», является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.53 УПК РФ
П Р О Ш У:
1. Инициировать проверку силами непосредственно Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации доводов моих жалоб о нарушении уголовно-процессуального закона судьями кассационной инстанции по уголовному делу Левского Александра Александровича, в связи с которыми ставился вопрос о привлечении судей к дисциплинарной ответственности (в рамках этой проверки дать указание об истребовании из Московского окружного военного суда всех неправомерно направленных туда членами ВКК моих жалоб).
2. По результатам проведенной проверки предложить Президиуму ВВК вынести на рассмотрение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вопрос о привлечении нарушивших закон военных судей Московского окружного военного суда к дисциплинарной ответственности.
3. О принятом решении по результатам рассмотрения настоящей жалобы, мне сообщить.
Приложения: копии писем Я.Я.Макарова и И.В.Калинина, а также Председателя Московского окружного военного суда А.С.Лосева.
С уважением,
О.В.Назаров
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 1993 г. N 4960-1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЯХ СУДЕЙ И ПОЛОЖЕНИЯ О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ АТТЕСТАЦИИ СУДЕЙ
ПОЛОЖЕНИЕ О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ АТТЕСТАЦИИ СУДЕЙ
(в ред. Федеральных законов от 16.11.1997 N 144-ФЗ,от 14.03.2002 N 30-ФЗ)
Положение применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 14.03.2002 N 30-ФЗ (Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ).
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения квалификационной аттестации судей общих, арбитражных и военных судов и присвоения им квалификационных классов в соответствии со статьями 2 и 18 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
2. Квалификационной аттестацией судьи признается оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Квалификационная аттестация проводится при представлении судьи к:
избранию в вышестоящий суд;
избранию на очередной срок полномочий в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации;
избранию без ограничения срока полномочий, если судья был избран на определенный срок полномочий;
утверждению на должность председателя, заместителя председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда;
присвоению квалификационного класса.
3. Квалификационную аттестацию судей и присвоение им квалификационных классов проводят соответствующие квалификационные коллегии судей в порядке, предусмотренном Положением о квалификационных коллегиях судей.
4. Квалификационная аттестация проводится в отношении:
1) заместителей председателей и судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации - квалификационными коллегиями этих судов по представлениям соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации;
2) председателей, заместителей председателей федеральных арбитражных судов округов, Верховных Судов и Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов, краевых, областных, Московского и Санкт - Петербургского городских судов и арбитражных судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил - Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации по представлениям соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 16.11.1997 N 144-ФЗ)
3) судей федеральных арбитражных судов округов, Верховных Судов и Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов, краевых, областных, Московского и Санкт - Петербургского городских судов и арбитражных судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил - соответствующими квалификационными коллегиями судей по представлению председателей этих судов; (в ред. Федерального закона от 16.11.1997 N 144-ФЗ)
4) председателей, заместителей председателей и судей районных (городских) народных судов, а также военных судов армий, флотилий, соединений и гарнизонов - соответствующими квалификационными коллегиями судей по представлениям председателей Верховных Судов республик в составе Российской Федерации, судов автономной области и автономных округов, краевых, областных, Московского и Санкт - Петербургского городских судов, военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил.
Квалификационная аттестация для присвоения высшего квалификационного класса судьям, указанным в подпункте 1 данного пункта, а также первого и высшего квалификационного классов судьям, перечисленным в подпунктах 2 - 4 настоящего пункта, проводится Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации.
5. Конкретные сроки проведения заседания квалификационной коллегии определяются ее председателем и доводятся до сведения судьи не позднее чем за две недели до его квалификационной аттестации.
6. На судью, подлежащего квалификационной аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения председателем соответствующего суда составляется характеристика, которая должна отражать оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств. Судья должен быть ознакомлен с представленной на него характеристикой не позднее чем за две недели до квалификационной аттестации, которая проводится в присутствии судьи в месячный срок со дня поступления соответствующего представления. При неявке судьи на заседание квалификационной коллегии без уважительных причин квалификационная аттестация может быть проведена в его отсутствие.
В заседании квалификационной коллегии вправе принимать участие председатели судов, внесшие представление, либо их представители, а по усмотрению квалификационной коллегии - и другие лица.
7. Квалификационная аттестация судьи начинается докладом председательствующего или одного из членов квалификационной коллегии, изучавшего представленные документы и материалы.
Затем заслушивается судья, а при необходимости - и другие лица, приглашенные на заседание квалификационной коллегии судей.
8. Судье в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи, профессиональной подготовленности присваивается квалификационный класс, не являющийся почетным либо специальным званием.
9. Для судей Российской Федерации устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.
10. Квалификационные классы присваиваются:
высший, первый и второй - Председателям Верховного Суда Российской
квалификационные классы Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, их заместителям, судьям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации
первый, второй и третий - Председателям, заместителям
квалификационные классы председателей, судьям федеральных арбитражных судов округов, Верховных Судов и Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, судов и арбитражных судов автономной области и автономных округов,
краевых, областных судов и арбитражных судов, Московского и Санкт - Петербургского городских судов и арбитражных судов, военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил (в ред. Федерального закона от 16.11.1997 N 144-ФЗ)
второй, третий, - председателям, заместителям четвертый и пятый председателей, судьям районных квалификационные классы (городских) народных судов, военных судов армий, флотилий, соединений и гарнизонов.
11. Сроки пребывания в каждом квалификационном классе устанавливаются:
в пятом квалификационном классе - 2 года
в четвертом квалификационном классе - 3 года
в третьем квалификационном классе - 4 года
во втором квалификационном классе - 5 лет.
Срок пребывания в первом квалификационном классе не устанавливается.
12. Судья, впервые избранный на должность и не имеющий квалификационного класса, должен быть представлен к квалификационной аттестации в течение первых шести месяцев работы.
13. Очередная квалификационная аттестация в связи с присвоением квалификационного класса проводится по представлению председателя соответствующего суда либо по заявлению судьи не позднее двух месяцев со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе.
14. В случае принятия квалификационной коллегией решения об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе повторная аттестация проводится не ранее чем через год со дня принятия указанного решения.
15. Высококвалифицированному судье с учетом стажа работы в должности судьи и опыта работы допускается присвоение квалификационного класса вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, а также без соблюдения последовательности и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе, но не более чем на два квалификационных класса выше того, который он имеет.
16. За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно.
Лишение судей квалификационных классов допускается лишь при прекращении их полномочий по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4, 6 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Лишение судьи квалификационного класса производится соответствующей квалификационной коллегией судей по представлению председателя соответствующего суда либо по собственной инициативе.
17. Судьям, имеющим квалификационные классы, определяются доплаты к должностным окладам в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
СпроситьМосква - онлайн услуги юристов
Как пожаловаться на судью районного суда - возможности жалобы в квалификационную коллегию, областную или верховный суд

Квалификационная коллегия судей отказывается рассматривать жалобы на судей - куда обратиться?
Возможность подачи жалобы в квалификационную коллегию судей на действия судьи после судебного заседания в арбитражном
