Правомерны ли требования клиента о оплате демонтажа и монтажа встраиваемого духового шкафа в соответствии с Законом о защите прав потребителей?
597₽ VIP

• г. Санкт-Петербург

Я сотрудник фирмы, занимающейся продажей встраиваемой бытовой техники. Клиент купил у нас встраиваемый духовой шкаф, воспользовался услугами монтажа у другой фирмы (мы услуги по монтажу не предоставляем). В процессе эксплуатации духовой шкаф вышел из строя и мы предложили клиенту замену духового шкафа без ремонта с забором и доставкой курьером в квартиру бесплатно по гарантии. Клиент утверждает, ссылаясь на ч. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, что наша компания обязана оплатить демонтаж и монтаж духового шкафа. Законны ли требования покупателя?

Читать ответы (12)
Ответы на вопрос (12):

Полагаю, что законны, но не в связи с ч. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, которую Вы упоминаете. Эта норма не относится к монтажу или демонтажу, т.к. касается только доставки и сопутствующих мероприятий

В предыдущем Вашем вопросе я уже расписал почему я считаю требование о возмещении расходов на монтаж/демонтаж правомерным. Эти расходы покупателя являются его убытками, т.е. расходами, которые у него возникли из-за недостатка товара, за который отвечает продавец.

А законодательство о защите прав потребителей обязывает продавца возмещать все убытки покупателя.

Поэтому применяться будут те же нормы права, что и всегда.

По ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023)"О защите прав потребителей":

... 2. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором...

Кроме того по ст. 18 этого же закона при выявлении недостатка в товаре:

... потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Если покупатель потребовал деньги письменно и представил доказательства размеров своих расходов, то лучше удовлетворить данное требование, т.к. в суде за отказ от добровольного выполнения требований потребителя может быть взыскан еще и штраф в размере 50% от суммы, которую продавец не заплатил добровольно.

Спросить

Согласно пункту 7 статьи 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", на которую я уже ссылался в предыдущем ответе на Ваш вопрос:

Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Вы пишите, что предложили замену товара ненадлежащего качества, несмотря на то, что это технически сложный товар, и делать этого не обязаны, а в этом случае обязаны осуществить доставку за свой счет. Что же касается демонтажа, то если изначальный монтаж делали не Вы, то не обязаны собственно осуществлять сам демонтаж, но должны возместить согласно статье 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" убытки потребителю, связанные с продажей товара ненадлежащего качества.

Спросить

Здравствуйте, Вячеслав!

1. Да, правомерны требования потребителя, так как согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей",

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

2. Он приобрел у вас духовой шкаф, который в последствии оказался ненадлежащего качества.

Потребителю пришлось произвести оплату монтажа и демонтажа данного духового шкафа в сторонней фирме.

Если бы духовой шкаф оказался надлежащего качества, то никаких убытков потребитель не понес бы, а в рассматриваемом случае - это его убытки, которые он вправе у вас требовать для возмещения.

3. Лучше добровольно урегулировать данный вопрос, так как суды в большинстве случаев на стороне потребителя и если он обратится в суд, то вы еще и штраф 50 % заплатите за отказ от добровольного удовлетворения требований и все судебные издержки.

4. Вы конечно изначально могли не обменивать ему товар, а забрать на диагностику, возможно там были нарушения в эксплуатации со стороны потребителя или установке, но так как вы уже произвели обмен, то признали его требования.

Поэтому и убытки он может с легкостью получить.

Всех благ Вам!

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Здравствуйте, уважаемый Вячеслав!

В данном случае, с правовой точки зрения как указано ранее, в силу ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 г. N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров").

Соответственно по истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:-обнаружение существенного недостатка товара;-нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;-невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В этой связи существенным недостатком являются:-дефект, который невозможно устранить посредством ремонта;-расходы на устранение дефекта приближаются к стоимости товара;-после устранения подобный дефект проявляется снова и т.д.

Поэтому Вы можете предъявить требования о возврате денег, если считаете что в товаре существенный недостаток, но продавец как правило с такой формулировкой не согласится и необходимо будет проводить экспертизу.

*Обращаю Ваше внимание, Вячеслав, что в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.

В противном случае Вы вправе обратиться в суд (ст.131 ГПК РФ).

*При необходимости можете обратиться к любому из юристов портала 9111 для содействия и подготовке правовых документов (ст.779 ГК РФ "оказание юр.услуг").

Всего доброго Вам! Рад был помочь, уважаемый Вячеслав!

Спросить

Здравствуйте! В соответствии со статьей 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель в случае обнаружения недостатков товара вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1).

Под убытками понимаются расходы, которые понес или должен будет понести потребитель для восстановления нарушенного права (Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17).

В вашем случае потребитель вынужден был за свой счет оплатить демонтаж неисправного и монтаж нового духового шкафа. Эти расходы являются для него прямыми убытками, возникшими из-за недостатков приобретенного у вас товара.

Соответственно, согласно закону потребитель вправе требовать их возмещения от продавца, то есть от вашей компании. При этом не имеет значения, кто изначально осуществлял монтаж духового шкафа.

Таким образом, требования потребителя о возмещении расходов на демонтаж и повторный монтаж духового шкафа при его замене являются обоснованными и правомерными. Рекомендую урегулировать вопрос с клиентом в досудебном порядке, чтобы избежать судебного разбирательства.

Спросить

В данном случае продавец не обязан оплачивать демонтаж и монтаж, это только за Ваш счет.

Продавец должен только заменить или отремонтировать товар.

То, что Вы хотите, такое не пройдёт.

В данном случае возможна претензия только по товару.

Вот если отказ, тогда с иском в суд в порядке ст. 131-132 ГПК РФ.

Также можно подать жалобу в Роспотребнадзор.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

- см. ст. 18 ЗЗПП, Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924

Спросить

Добрый вечер, Вячеслав.

1)Отвечу кратко и по существу...

2)Смотрите, ваш вопрос строго регулируется п. 7 статьи 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".

3)То есть, в случае гарантийного недостатка товара, вы обязаны произвести замену или вернуть денежные средства.

4)если установка осуществлена и покупатель на это затратил денежные средства, то в таком случае вам необходимо будет компенсировать данную работу.

5)То сеть, производить демонтаж не обязаны, но возместить его, а так же установку будет обязаны в любом случае.

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Здравствуйте.

Если Вы предложили потребителю заменить товар, это означает, что Вы признали наличие существенного недостатка без экспертизы или проверки качества и, значит, должны ему возместить также и убытки. Это прямо предусмотрено ст.18 Закона о защите прав потребителей:

1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Верховный Суд РФ разъяснил, что именно понимается под убытками. В Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020 суд указал:

Под убытками понимаются расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В данном случае потребитель вынужден будет понести расходы на монтаж товара с недостатками, которые у него не возникли бы, если бы шкаф не вышел из строя. Поэтому по существу требования потребителя законны, но ссылается он не на ту часть ст.18 Закона.

Вы также вправе не признавать сразу недостаток и определить, является ли он существенным. И в случае, если шкаф возможно отремонтировать, то предложить потребителю именно такой вариант. Но убытки при этом (монтаж) все равно придется возмещать (или проводить эту работу за свой счет).

С уважением.

Спросить

Здравствуйте, Вячеслав.

Позиция моя неизменна по данному вопросу.

Продавец не обязан оплачивать демонтаж и монтаж духового шкафа, так как производство данных работ не входит в его обязанности, а договором купли-продажи не предусматривалась оплата продавцом данного вида работ.

Из правила части 7 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" также не следует обязанность продавца оплачивать работы по демонтажу и монтажу духового шкафа. Речь в указанной статье идет лишь о доставке за счет продавца крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврата их потребителю.

Рассматривать обязанность продавца выплатить денежную компенсацию за демонтаж прежнего духового шкафа и монтаж другого шкафа можно только в рамках предъявления покупателем требования о компенсации убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Расчет убытков будет состоять как раз из тех расходов, которые появились у покупателя в результате вынужденного демонтажа некачественного шкафа и монтажа нового духового шкафа взамен прежнего. А это совсем другая статья Закона, но не ч. 7 ст. 18 ФЗ N 2300-1, на которую ссылается покупатель.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Согласно п. 1 ст.18 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

_____

С уважением, юрист - Татьяна Николаевна.

Спросить

Здравствуйте, Вячеслав!

Требования абсолютно законные.

Ранее отвечала на Ваш вопрос здесь

www.9111.ru

—————————

Продавец обязан оплатить монтаж и демонтаж, так как это убытки потребителя, поскольку духовой шкаф как товар оказался некачественным и Продавец признал это обстоятельство!

———————

Правовое регулирование Вашего вопроса:

Согласно положениям пунктов 1, 2, 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"

продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Права потребителя в случае продажи ему товара с недостатком предусмотрены ст. 18 названного Закона, в силу которой потребитель по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

—————————

С уважением, Дарья Алексеевна

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Добрый день, Вячеслав!

Необходимо начать с того, что Вы (фирма) изначально признаете поломку духового шкафа, и предлагаете клиенту замену, без ремонта!

Тем самым соглашаетесь с клиентом, что действительно поломка произошла по вине фирмы.

Именно данное обстоятельство позволяет клиенту, требовать с фирмы в том числе возмещение убытков, понесенных в связи с демонтажом и монтажом духового шкафа.

Правовое обоснование, согласно которому клиент вправе требовать оплату (либо возмещение убытков) по демонтажу и монтажу духового шкафа, содержится в следующем нормативно-правовом акте:

ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей

2. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

На основании вышеизложенного, требования клиента являются правомерными, однако ссылку на положения п. 7 ст. 18 "О защите прав потребителей", в данном случае нельзя признать уместной.

По общему правилу, в случае если вопрос не разрешается мирно, клиент обязан направить в адрес фирмы письменную претензию.

Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

Спросить

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Верховный Суд РФ разъяснил, что именно понимается под убытками. В Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020 суд указал:

Под убытками понимаются расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Спросить